Стремительное падение российской валюты усилило девальвационные ожидания в Казахстане. Если ещё осенью большинство отечественных экспертов высказывали, в целом, оптимистичные мнения и говорили о том, что февральская корректировка курса была сделана с запасом, то в нынешней ситуации прогнозы требуют пересмотра. Портал Profinance.kz попросил дать экспертную оценку происходящему генерального директора консалтинговой компании Almagest Айдархана Кусаинова.
«Падение рубля, равно как и падение цены на нефть, безусловно, вызывает в Казахстане девальвационные ожидания. Считаю, что ослабление тенге будет, но очень надеюсь, что шоковый подход остался в прошлом. По моему мнению, ослабление тенге необходимо, и начинать этот процесс нужно было уже месяц назад», - поставил неутешительный диагноз эксперт.
При этом он подчеркнул, что решающим фактором является не обвал рубля, а то, что казахстанская валюта не получила ослабление с падением цен на нефть.
«В результате такой «псевдостабильности» накапливается системный дисбаланс в экспортно-импортных потоках. Вопрос заключается во внутренней монетарной политике, и я хочу это подчеркнуть, а не в ЕАЭС и не в ТС. Что касается положения дел на рынке, то в целом в результате ослабления рубля будет увеличиваться импорт товаров из России, но существенного снижения цен я не ожидаю. Такая ситуация продлится два-три месяца, после чего опять произойдет выравнивание товарных потоков», - считает Айдархан Кусаинов.
А вот какими прогнозами делятся эксперты в других СМИ:
По мнению директора департамента аналитики АО «Асыл Инвест» Айвара Байкенова, вариант свободного плавания пока не должен рассматриваться в виду высокой долларизации казахстанской экономики и сильной зависимости от импортной продукции. Наиболее правильным вариантом он видит плавную девальвацию на уровне 3-4% в год.
В свою очередь, аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что в 2015 году обменный курс может достигнуть 210 тенге за доллар.
Казахстанский экономист Пётр Своик в интервью Lenta.ru заявил, что, не смотря на панические настроения, присутствующие в Казахстане в связи с падением рубля, у страны есть ресурсы удерживать текущий курс. В то же время совсем исключать возможность девальвации он не стал.
«Для нас то, что происходит в России, - не меньшее потрясение, чем для самих россиян. Настроения близки к паническим - все ждут девальвации. Однако материальных причин для этого нет. Отрицательное сальдо торгового баланса Казахстана с Россией, которое было все эти годы (от минус 13 до минус 12 миллиардов долларов не в пользу Казахстана), в случае резкого проседания рубля изменится не сильно, причем опять-таки не в пользу Казахстана. Дополнительное проседание рубля увеличит сальдо на полмиллиарда-миллиард долларов. Это с точки зрения резервов Казахстана — сущие копейки. И удержать курс тенге при таком проседании торгового баланса не составит труда. То есть никакой девальвации не будет, а если и будет, то только после неких политических событий, которые, конечно, назревают, о чем свидетельствует и внеплановое послание президента Казахстана народу. Ведь после этого послания никаких политических событий не происходит. И чем сильнее в России катавасия, тем больше у Акорды поводов с этими событиями не торопиться. У Казахстана нет сейчас никакой возможности реагировать на российские события, кроме как внимательно наблюдать за ними, стараясь максимально не втягиваться. Чтобы после того, как все утрясется, провести соответствующее политическое и экономическое встраивание», - сказал Пётр Своик.
Павел Атоянц