В Казахстане довольно динамичная и стабильная бизнес-среда и быстроразвивающийся рынок. А на каком же этапе электронная коммерция? И что нужно делать для ее дальнейшего развития? На эти вопросы нам за круглым столом ответили спикеры казахстанской интернет-конференции i-MIX’14.
В данное время большинство интернет-магазинов расположено на территории города Алматы (около 60%). В Астане находится около 20%, а остальные 20% принадлежат другим городам. Некоторые из интернет-магазинов созданы с нуля, однако их большая часть просто дополняет компании, которые уже давно завоевали рынок в офлайне. К примеру, "Алсер", "Планета Электроники" или "Технодом". Онлайн-покупка имеет преимущество в более низкой цене и быстром заказе. Покупателю не нужно ехать в розничный магазин и тратить время на поиск необходимого товара. Достаточно зайти на сайт магазина, пробежаться глазами по категориям товара и выбрать нужный. Тем не менее процент продаж не так оправдывает ожиданий, и, как показывают данные социологического опроса, основной причиной отказа от использования услуг интернет-компаний является недоверие к сервису обслуживания и качеству товара.
Что нужно, для того чтобы уровень обслуживания повышался?
Игорь Василюк, директор по развитию группы компаний «Меломан»:
- Нашей компании уже 27 лет. В online мы перешли 10 лет назад. На сегодня в нашем управлении уже 50 магазинов («Меломан», «Марвин», «Комфорт»), это в основном книги, канцелярия, из них есть два основных блока - кино и товары для дома и молодых родителей. Общее количество товаров - 800 000 наименований и 40 партнеров поставщиков. Так вот, из нашего большого опыта могу сказать следующее: на казахстанском рынке привычка что-то купить в Интернете формируется постепенно и очень долго, а наша задача постоянно следить за уровнем продаж. Для того чтобы он повышался, необходимо подолгу проводить время за телефонными разговорами и с каждым клиентом «сидеть» до того момента, пока он не получит всю необходимую информацию и не найдет то, что ему нужно.
Как отметил инвестор проекта Processing.kz Кристофер Ханей, выгоднее всего на казахстанском рынке идет продажа электроники, нежели одежды, и уж тем более еды. Хотя все может резко измениться, ведь долгожданный скачок популярности ИКТ еще впереди. Здесь главное - заранее подготовить почту и договориться с поставщиками.
Сегодня в Казахстане преобладают интернет-магазины, продающие компьютеры, электронику, мобильные телефоны и различную бытовую технику. В последнее время все чаще стали появляться небольшие магазины с детскими товарами, женской одеждой, подарками, цветами и косметикой. Также открылись несколько интернет-магазинов, продающих музыкальные инструменты. Вот в принципе и все. Продуктовых интернет-магазинов, кроме «Арбуза», нет, а люди, нуждающиеся в доставке пищевых продуктов на дом, проживают не только в Алматы и Астане.
Дмитрий Панкратов, коммерческий директор компании BeSmart:
- Когда мы налаживаем у себя сервис, то понимаем, что зачастую главной загвоздкой были недостоверные данные, которые получали клиенты. Если человек обратился за одним товаром, а ему пропихивают совсем другой, то вряд ли он когда-либо еще будет обращаться. То же самое касается и перекидывания от одного оператора к другому – это лишние и отталкивающие покупателей неудобства. Работникам компании с самого начала нужно запомнить и усвоить эти нюансы. А иначе никакого рывка в развитии можно не ждать.
В данной сфере деятельности есть еще много возможностей. Новым интернет-магазином в Казахстане, достойным составить конкуренцию "динозаврам", несомненно, быть. И любители онлайн-покупок их только поддержат.