«Невидимым слоном» назвал энергоэффективность министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев, выступая на международной конференции по привлечению инвестиций в проекты по энергосбережению и повышению энергоэффективности, сообщает profinance.kz со ссылкой на аналитика казахстанского центра государственно-частного партнерства Еву Акрачкову.
Повышение энергоэффективности экономики, особенно в бюджетной сфере, является одной из важных стратегических задач.
На сегодняшний день экономика нашей страны характеризуется высокой энергоемкостью ВВП, где Казахстан занимает 28 место в мире, превышая показатели энергоемкости, таких стран как США и Канада в 2 раза.
59-ый шаг Плана нации ставит своей задачей привлечение стратегических инвесторов в сферу энергосбережения через международно признанный механизм энергосервисных договоров.
На сегодняшний день уже определен пилотный проект государственно-частного партнерства по модернизации системы освещения Transport Tower, расположенный в самом сердце столицы, что позволит сэкономить более 23,3 млн. тенге в год.
В этой статье мы сделаем попытку объяснить, нужны ли энергосервисные контракты, и актуален ли механизм государственно-частного партнерства для их реализации в Казахстане.
Рынок энергосервиса развивается быстрыми темпами. Так, например, по состоянию на 2005-2010 гг. прирост европейского рынка энергосервиса составлял примерно 5-10 млрд. евро в год, при этом до 2020 года потенциал его роста оценивается в 25 млрд. евро.
В то же время потенциал казахстанского рынка энергосервиса также очень высок, так как подавляющая часть объектов, находящихся в государственной, муниципальной и частной собственности обладает потенциалом энергосбережения от 20 до 50% в зависимости от вида энергетического ресурса.
По программе «Энергосбережение – 2020» в области энергосбережения поставлена задача по снижению энергоемкости внутреннего валового продукта не менее чем на 25 % к 2020 году.
При этом может возникнуть вопрос – почему бы не реализовывать мероприятия по энергосбережению более традиционными способами, как например, использование механизма аренды или государственных закупок. Однако энергосервисные контракты имеют ряд преимуществ.
Прежде всего, это отсутствие финансовых вложений со стороны заказчика, а так же обязательств по кредитам, что снимает определенную нагрузку с бюджета.
Во-вторых, в энергосервисный контракт закладываются определенные индикаторы экономии, и основаны они не просто на рекламных брошюрах, а на данных объективного энергетического аудита и параметрах требуемого оборудования.
Еще одним из главных преимуществ энергосервисного контракта является сама схема возврата инвестиций. Возврат средств инвестора, за счет реально достигнутой экономии, гарантирует заинтересованность энергосервисной компании в достижении максимального эффекта от внедрения энергоэффективной технологии, а так же, максимальной надежности предлагаемых технических решений.
Сравнительный анализ альтернативных вариантов энергосервисного контракта
Безусловно, актуальность энергосервисных контрактов подтверждается многими факторами, а их реализация посредством механизма государственно-частного партнерства стала возможной с октября 2015 года.
Механизм ГЧП, прежде всего, основан на долгосрочных отношениях между государственным и частным партнерами. Так, контракты государственно-частного партнерства заключаются на срок не менее трех лет.
Такой контракт может быть очень интересен для частного партнера, так как предполагает разнообразные меры государственной поддержки в целях успешной реализации проекта, в том числе гарантию потребления государством определенного объема товаров (услуг), предоставление земельных участков и/или государственных гарантий по займам, компенсацию инвестиционных затрат и многое другое.
Особо важным преимуществом механизма реализации проекта посредством ГЧП является запрет на секвестирование государственных обязательств по таким проектам.
На сегодняшний день ведется доработка нормативной базы, которая позволит инвесторам эффективно вкладываться в энергосервисные контракты, в том числе разработка типового сервисного контракта.
Их внедрение позволит реализовать все потенциальные преимущества государственно-частного партнерства. В том числе это включает применение современных инженерных решений и методик эффективного управления за счет привлечения частных инвестиций, повышение качества предоставления услуг и минимизацию бюджетных затрат на модернизацию и эксплуатацию основных фондов, что достаточно актуально в связи с текущей экономической ситуацией.