Владельцы ресторанов и кафе в Казахстане редко открывают свои заведения, чтобы просто доставлять удовольствие своим клиентам. В первую очередь хозяева думают о выгоде. И только если поток посетителей удовлетворяет пожелания, тогда владелец задумывается о качестве аудитории. Ему вдруг хочется, чтобы это были культурные, воспитанные люди. Чтобы они вели себя цивилизованно и вежливо разговаривали с персоналом.
Достичь этой цели довольно просто. Причем одновременно с увеличением прибыли.
Авторы идеи работают во французском La Petite Syrah Cafe и вот, что они сделали. Было создано новое меню-прейскурант, где чёрным по белому были написаны новые официальные расценки на чашку кофе:
- За обращение «Здравствуйте, один кофе, пожалуйста!» цена чашки кофе – 1, 40 евро;
- За обращение «Кофе, пожалуйста!» цена чашки кофе – 4, 25 евро;
- За обращение к официанту «Кофе!» цена чашки кофе – 7 евро.
Чуть позже в Украине использовали ту же технологию. Только ее еще дополнили штрафом за фразу «Одно кофе».
Какой эффект может ожидать казахстанское заведение, если оно введет эти правила?
Вариант первый: посетители поначалу будут по традиции заказывать, будто отдавать приказы: «кофе», «пицца», «салат». Затем осознают свою бестактность и станут более вежливыми.
Вариант второй: найдутся заведения, где народ будет кичиться своими байскими замашками и умышленно говорить «кофе!». Даже пятикратное увеличение цены не охладит их. Как раз наоборот. Это будет темой для гордости, они будут рассказывать друзьям, как легально гоняют «холопов» в ресторане. Ну что ж невоспитанного не исправишь, но хотя бы заработаешь на нем.