Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам решения академической управленческой самостоятельности вузов» представил министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев на заседании Правительства РК, по данным strategy2050.kz.
Законопроект реализуется в рамках 78-го шага Плана нации и плана законопроектах работ Правительства РК на 2017 год.
«Ранее этими преимуществами обладали только национальные вузы, теперь будут обладать все вузы Казахстана. В частности, предусмотрено наделение вузов правом определять порядок приема студентов и формирование контингента в разрезе образовательных программ, структур и содержание образовательных программ, вуза и штата сотрудников, порядка найма на работу, создание дочерних организаций по научно-образовательной деятельности», – объяснил Ерлан Сагадиев.
По сообщению министра, национальные вузы наделяются компетенциями по самостоятельной разработке образовательных стандартов и требований.
«Внедряется принцип разработки образовательных программ в привязке к национальной рамке квалификации. Как вы знаете, национальные рамки квалификации разработаны. Теперь национальная рамка квалификации определяет результаты обучения и компетенции. Они согласованы с профессиональным сообществом», – отметил он.
МОН РК ведет реестр и рейтинг образовательных программ и регулярно исключает оттуда невостребованные рынком и слабые образовательные программы вместе с сообществом работодателей.
«Мы усиливаем конкуренцию, подравниваем слабые образовательные программы по лучшим и следим за востребованностью образовательных программ наших вузов. Соответственно, меняется лицензирование. Если раньше лицензировались специальности, то теперь лицензируются направления подготовки, внутри которых образовательные программы должны быть внесены в реестр. Это мировая практика и базовый принцип предоставления академической свободы вузам», – сказал министр.
Такой механизм подготовки кадров будет способствовать и международной мобильности выпускников с возможностью обучения, и трудоустройству в любой стране мира.
По сообщению министра образования и науки, сегодня существует около 600 специальностей высшего и послевузовского образования.
Студентам теперь предоставляется право одновременного формирования индивидуальной траектории обучения в двух направлениях: major (углубленное освоение дисциплины) и minor (дополнительное освоение дисциплины).
«Последнее означает, что, к примеру, студенты физики могут дополнить свое образование знанием юриспруденции, а экономисты – знанием информационно-коммуникационных технологий, права или маркетинга. Это тоже международная практика, возникают условия для массового внедрения междисциплинарного обучения. Сейчас на практике это существует для педагогических специальностей, к примеру, физика-математика, биология-химия. Теперь это распространяется на всех в гораздо более широком контексте», – подытожил глава ведомства.
Источник: strategy2050.kz