В Казахстане уже не первый год идут разговоры об академической и управленческой самостоятельности отечественных государственных вузов, сообщает kursiv.kz.
Не так давно в Министерстве образования заявили, что уже ведутся работы по внедрению данной практики. Представители власти считают, что подобные меры существенно повысят уровень образования в стране. Однако политологи не так оптимистичны в своих прогнозах.
Согласно государственной программе развития образования на 2016-2019 годы, планируется поэтапное расширение управленческой и академической самостоятельности государственных и национальных вузов по опыту Назарбаев университета. Таким образом, отечественные высшие учебные заведения будут преобразованы в некоммерческие объединения со 100-процентным государственным участием.
«Преобразование организационно-правовой формы высших учебных заведений в некоммерческие акционерные общества и другие организационно-правовые формы направлено, прежде всего, на расширение их управленческой самостоятельности, укрепление доходности и установление финансовой модели, приближенной к мировой практике. Кроме того, это возможность самостоятельного решения вопросов найма на работу, формирования студенческого контингента в разрезе специальностей и направлений подготовки (образовательных программ), определения вузами академической структуры», – заявил директор департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки РК Дархан Ахмет-Заки.
АО «Национальный Управляющий Холдинг «Байтерек» и Фонд «Даму» привлекли заем в размере 200 млн евро от Европейского Инве...
Новый закон о банкротстве позволит выкупать предприятия-банкроты
Как сообщает спикер, такая самостоятельность предполагает наделение вузов полномочиями в установлении форм взаимодействия между профессорско-преподавательским составом и студентами, а также определения собственных учебных планов и дисциплин.
Согласно плану минобразования, при университетах будут созданы наблюдательские советы и фонды для финансирования образовательной деятельности. Также предусматривается ежегодная публичная отчетность и проведение финансового аудита. В Министерстве образования считают, что подобные меры повысят конкурентоспособность и социальную ответственность учебных заведений.
Также будут проработаны механизмы по трансформации частных вузов в некоммерческие организации образования. Переход вузов на новые организационно-правовые формы будет предусматривать создание наблюдательных советов, эндаумент-фондов, ежегодную публичную отчетность и проведение аудита финансовой деятельности.
Политолог Жаксылык Сабитов считает, что программа самостоятельности вузов – это необходимый шаг к повышению качества образования в стране, а государственное регулирование лишь создает ненужную бюрократизацию, которая является бесполезной тратой времени и ресурсов.
Назарбаев поручил усовершенствовать судебную систему
«На мой взгляд, произойдет усиление сильных вузов и ослабление слабых. Это поможет потребителям понять, кто есть кто на рынке высшего образования. В долгосрочной перспективе это приведет к тому, что появятся бренды университетов, а сам рынок станет более понятен для простых обывателей».
«Академическая и управленческая самостоятельность вузов позволит разрабатывать образовательные программы с учетом возможностей и особенностей профиля каждого университета, формировать стратегию развития, ориентируясь на реальные тенденции социального и экономического развития. Гибкая управленческая структура даст университетам возможность диверсифицировать источники дохода, коммерциализировать результаты научных исследований, самостоятельно определяя приоритеты. Важное нововведение – выборность и публичная отчетность ректоров, деятельность наблюдательных советов. Это важный аспект транспарентности образования, показатель того, что общество сможет реально влиять на образовательные процессы, определяя соответствующие рамки и ориентиры», – считает политолог Елена Нечаева.
Как заявляют в Министерстве образования, уже сегодня предприняты первые шаги к самостоятельности вузов. С нынешнего года в 28 университетах страны функционируют наблюдательские советы, внедрена выборность ректоров и их отчетность перед общественностью. Также на согласовании в государственных органах находится концепция Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений».
По мнению Жаксылыка Сабитова, реализуемая программа не решит всех проблем отечественного высшего образования. Политолог считает, что нужно полностью внедрять американскую систему, которая подразумевает кардинальные изменения.
«Во-первых, упразднение выделения грантов по государственному заказу. Сейчас абитуриентов заставляют сразу после 11 класса выбирать себе специальность, а потом они 4 года учатся по программе Министерства образования. В американской же системе после окончания школы выпускники выбирают лишь направление: техническое или гуманитарное. А после 2 курса студенты выбирают конкретную специализацию. Это ведет к тому, что выбор специальности является более осознанным, нежели выбор «кота в мешке» после 11 класса», – заявил Жаксылык Сабитов.
«Во-вторых, – продолжает политолог, – придется устранить государственный стандарт специальностей. Это позволит университетам и преподавателям самим разрабатывать необходимые курсы для студентов для получения основной специальности (major). Также нужно разрешить получать дополнительные специальности (minor) при освоении обязательного объема знаний».
«И, в-третьих, придется упразднить стационарные группы, характерные для советской системы образования. При западной системе образования на каждом занятии студент сидит с «одноразовыми одногрупниками». Все это исходит из того, что не существует общих рабочих планов обучения для специальностей», – подытожил эксперт.
Елена Нечаева считает, что основная проблема казахстанского высшего образования заключается в том, что оно отстает от реальных потребностей общества, чересчур теоретизировано. По ее мнению, система высшего образования слабо интегрирована с образовательной программой общеобразовательной школы.
«Формирование государственного образовательного заказа не в полной мере учитывает тенденции социально-экономического развития страны и показатели трудоустройства выпускников. Новая финансовая модель развития вузов призвана сделать образование ориентированным на конечный результат – подготовку востребованных специалистов, отвечающих самым высоким стандартам. Многое при этом будет зависеть от самих университетов, уровень социальной ответственности которых существенно повысится», – считает Нечаева.
Источник: kursiv.kz.