Обсуждение законопроекта о коллекторской деятельности в Мажилисе Парламента переросло в обсуждение проблемы доступности потребительских кредитов. Мажилисмены рассказали заместителю председателя Национального банка о том, как банки "отбирают" пенсию у стариков и "вынуждают" школьников идти на самоубийство из-за кредитов, сообщает tengrinews.kz.
"Что такое потребительские кредиты? В основном - это кредиты, которые выданы розничными банками, беззалоговые, которые выдавались налево-направо в магазинах, во всех торговых точках, где только можно было получить кредит. Два года назад Национальный банк ввел правило о том, что при выдаче кредитов, учитывая, что наше население безграмотное, ограничить, что ежемесячное погашение должно быть не более 50 процентов от дохода этого заемщика", - заявила депутат Дания Еспаева в Мажилисе в ходе "круглого стола" по обсуждению проекта закона о коллекторской деятельности.
Она отметила, что эту норму соблюдают не все. Люди, которым отказали крупные банки, легко получают кредит в других организациях.
"Клиент, уходя из крупного банка, приходит в тот же "Каспийский" или "Хоум" и получает этот кредит. Я сама работала в Казкоммерцбанке, не подумайте, что я защищаю интересы какого-то банка, я здесь уже сижу как депутат и защищаю интересы населения. Получается, что человек, который не получил кредит в крупном банке, он спокойно идет в тот же "Технодом" и спокойно получает кредит. Население как думает: раз я не даю залог банку, значит, если я не погашу задолженность по этому телефону или телевизору, то с меня ничего не взыщут. Но в результате человек становится загруженным под 100 процентов его доходов. Конечно, на жизнь ему ничего не остается", - говорит Еспаева.
Она рассказала, что некоторые розничные банки пошли еще дальше и сейчас кредитуют пенсионеров.
"Розничные банки, зная, что уже некого кредитовать, потому что население закредитовано и уже просто некого кредитовать, нашли такой хороший слой населения, как пенсионеры. Ведь они очень порядочные, будут стараться гасить. Даже если пенсионеру нужны эти деньги на лекарства, он не сможет воспользоваться своей пенсией, потому что агент этого банка сидит на почте и спокойно, до того как пенсионер получит эту пенсию, просто забирает ее. Это, наверное, такой лакомый кусочек заемщиков, которые безрисковые", - отметила депутат.
Она считает, что 2008-2009 годы должны были стать уроком как для населения, так и для банков; и нужно было остановить выдачу быстрых кредитов. "В первую очередь, мы должны были понять, доходность человека позволяет или нет. Мы понимали, что население безграмотное, но тем не менее, сегодня это продолжается", - заключила она.
Отвечать на эти вопросы пришлось заместителю председателя Национального банка Олегу Смолякову. В первую очередь он сказал, что в Нацбанке видят эту проблему, и отметил, что эта проблема большая.
"Когда мы предлагали этот механизм - обслуживание займа к доходам 50 процентов, очень сложно было его провести, было огромное банковское лобби, которое было в принципе против этого механизма. Мы провели, но всегда сталкиваемся с двумя типами аргументов. Когда у нас было все хорошо, банковский сектор говорит: вот вы сейчас ужесточите механизм, сделаете подтверждение доходов через пенсионную выписку, все у нас кредитование встанет, и говорят, что мы ограничиваем большой пласт заемщиков в доступе к кредитным ресурсам", - сказал замглавы Нацбанка.
При этом он добавил, что радикальное решение проблемы будет, когда в стране введут всеобщее декларирование доходов. "Мы проблему понимаем и ищем дополнительное решение", - подытожил он.
Но заместителю председателя Национального банка пришлось выслушать еще раз о проблеме потребительских кредитов. На это раз из уст бывшего директора школы, а ныне депутата Ирины Смирновой.
"Я очень переживаю за тех людей, которые взяли кредиты. Вот здесь прозвучало, что они какие-то безграмотные... Да грамотные они, нормальные. Просто, когда они брали кредиты - им говорили: берите кредиты, учитесь жить у Запада, там берут кредиты, возьмите и вы. Помните это время? 2006-2007 годы, когда все брали кредиты и когда все имели высокие зарплаты. После этого два раза уже обвалился рынок очень жестко. И эти люди оказались в ужасной ситуации. Сегодня мы ищем, как у них выбить эти деньги. У них нет этих денег. Хоть коллектор, хоть банк, хоть кто - закопайте их, у них нет этих денег, посадите, не выпускайте их за границу, забирайте у них зарплату!" - эмоционально заявила депутат.
Она рассказала, что, будучи директором, была свидетелем того, как у учителей, которые получают 50 тысяч тенге, банки полностью забирали зарплату. "Учитель приходил и говорил: пожалуйста, найдите возможность не мне перечислять зарплату, а моему другу; давайте я уволюсь, я буду на кого-то писать. Как можно так поступать, человек не получает зарплату, с чего он будет платить?" - поведала Смирнова.
"Я была свидетелем того, будучи директором школы, когда повесился выпускник нашей школы, когда мама не смогла платить кредит. Мама умерла, и на него этот кредит стали навешивать. И мы сегодня говорим обо всех, кроме этих должников. Банкам помогает государство, оно дает разные деньги опять же из наших налоговых поступлений, а этим людям никто не помогает, и сегодня они находятся заложниками в своей стране, они находятся как в тюрьме", - завершила она свое выступление.
Еще один депутат - Аманжан Жамалов - предложил сегодня пойти еще дальше и принять закон о банкротстве физических лиц. "Например, сегодня человек говорит: нет у меня денег, я коммунальщикам должен, нет у меня сегодня работы. Что ему делать? Надо сейчас ускорить принятие закона о банкротстве физических лиц. Если человек в безвыходном положении, то надо ему дать возможность продолжать дальше жить, очиститься от всего", - отметил Жамалов.
Депутат Гульжана Карагусова, которая вела "круглый стол", сообщила ему, что, к сожалению, сроки выработки такого закона правительство перенесло.
Говоря о доступности потребительских кредитов, Жамалов сказал, что скоринговой методике финансирования надо поставить какую-то преграду, сделать так, чтобы эти кредиты невозможно было в неограниченном количестве выдавать.
При этом он считает, что прежде чем применять к должникам какие-либо меры, банки должны провести с ними беседу, попытаться войти в их положение, провести какую-то реструктуризацию их долгов.
"Ведь, если мне скажут: мы твои проценты прощаем... То есть банк видит, что человек не может заплатить, но банк заинтересован в том, чтобы хотя бы основную сумму получить. Тогда, я думаю, люди будут, чем свою карму за какие-то деньги марать, они лучше заплатят этот долг, если им банк пойдет на уступки в этих вопросах по штрафу и так далее", - попытался выразить свою мысль депутат.
После "круглого стола" журналисты поинтересовались у замгалвы Нацбанка, что он думает о прощении долгов банками.
"Мы видим такую ситуацию, что многие заемщики, которые не выходят на контакт или которые умышленно скрывают доходы, у них есть те доходы, есть те активы, то есть у них есть возможности платить и погашать кредиты. Они просто считают это ненужным в данной ситуации, более дорогим для себя и просто считают необходимым использовать эти средства на другие цели. В отношении этих заемщиков я не считаю, что будет правильно использовать механизм прощения. То есть, если у заемщика есть деньги, активы, доходы - не нужно плодить социальное иждивенчество", - заключил Олег Смоляков.
Сегодня он проинформировал, что больше половины казахстанцев, взявших потребительские кредиты, скрываются. Всего же количество лиц, имеющих просрочку, составляет порядка 662 тысяч человек.
"Это целый город, это целая Астана", - прокомментировал эту цифру один из депутатов.
Источник: tengrinews.kz