Реализация местных товаров упала на 40%, об этом говорилось на II Международном бизнес-саммите RETAIL BUSINESS KAZAKHSTAN 2015, который проходил в Алматы 4-5 июня. Основной удар пришелся на гастрономию, рынок кондитерских изделий, молочную продукцию и яйца. Основной причиной падения рынка казахстанской продукции эксперты считают произошедшую в России девальвацию рубля. Вследствие чего, казахстанский рынок насыщен дешевой российской продукцией, а отечественные производители становятся неконкурентоспособными в рамках ТС и ЕАЭС.
«К сожалению, к переходу в Таможенный союз и ЕАЭС казахстанская сторона оказалась не готова», - говорит Тохтар Есиркепов, директор Института системных исследований казахстанского общества.
Проблемой называют слишком высокий входной билет в торговые сети для реализации своей продукции. Однако представители торговых сетей считают, что спрос на казахстанскую продукцию не высок из-за ряда внутренних причин компаний, таких как высокая себестоимость продуктов, непривлекательность дизайна упаковок, дисциплины поставок и т.д. По словам генерального директора ТОО "Magnum Cash&Carry" Александра Гарбера, мировые экономические катаклизмы, связанные с нестабильностью курсов валют, - это шанс для отечественных производителей стать конкурентными. «Если этот шанс упустить, его больше не будет», - утверждает г-н Гарбер.
Инна Апенко, исполнительный директор компании «Казахстан Тексти Лайн» и сети магазинов детской одежды «Мимиорики», продолжила тему высоких арендных ставок. Согласно исследованию, 80% покупателей отмечают высокое качество и дизайн одежды казахстанских брендов, но указывают на высокую цену, учитывая местное производство. Куда более уверенней на казахстанском рынке чувствуют себя турецкие бренды.
- У них стоимость аренды - это небольшая составляющая бизнеса, и они могут мощно инвестировать средства в маркетинг и продвижение, - продолжает И. Апенко. - У нас же составляющая аренды - одна из самых проблемных, слишком высоки ставки.
Инна Апенко также отметила, что легкая промышленность была исключена из приоритетных отраслей экономики Казахстана, и поэтому не разрабатываются инструменты для ее поддержки, хотя это крупнейший социальный фактор и вопрос имиджа страны за рубежом. Ассоциация легкой промышленности Казахстана продолжает реализацию стратегической программы «Казбренд» для развития швейных предприятий с собственными брендами. Цель данной программы снижение импорта одежды.
- Основные инструменты поддержки, которые мы сейчас запрашиваем – это субсидирование арендной ставки в торговых сетях, возмещение части затрат на маркетинг и продвижение, - отметила г-жа Апенко. По ее словам, концепция программы уже готова, и ее реализация будет осуществляться в партнерстве с государственными органами
Несмотря на это Национальное агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST продвигает казахстанский товар для зарубежных инвестиций.
«Наше агентство оказывает финансовую и сервисную поддержку, в частности, аналитическое сопровождение и обучение», - рассказывает Сабит Нарбаев, директор представительства KAZNEX INVEST в г.Алматы. – «Параллельно мы возмещаем 50% затрат казахстанских экспортеров на продвижение товара: регистрацию, сертификацию, рекламу, содержание торговой точки за рубежом в формате «шоу-рум». Доля местного содержания в товаре выросла на 15% - с 48,2% до 63,2%. Организационная и сервисная поддержка оказана 163-м проектам отечественных производителей. Возмещены затраты на сертификацию по 44-м заявкам на сумму 60 млн. тенге. В целом государство выделяет 1,6 млрд. тенге на консалтинговую поддержку бизнеса».
На сессии «МЕГА-АНАЛИТИКА» Петер Горанов, директор Департамента Стратегического Консалтинга и Оценки, Scot Holland LLP, Part of the CBRE Affiliate Network, Agency & Development, дал оценку покупательскому поведению казахстанцев. Потребительские расходы населения составляют 94% от доходов.
«Если говорить о структуре расходов, то 42% из 94% тратится на еду», - утверждает Петер Горанов. – «Во многих западных странах существует такой показатель: если на еду тратится 20% - это опасный признак».