Розничные цены на моторное топливо вновь устремились вверх. Средняя цена литра АИ-92 уже в марте увеличилась со 140 до 143 тенге, бензин марок АИ-95 и АИ-96 вырос в цене со 152 до 155 тенге. Эксперты не исключают, что вслед за ГСМ подорожают и другие товары потребления, сообщает kursiv.kz.
Напомним, что до мартовского роста сети АЗС меняли ценники в середине февраля – тогда стоимость топлива выросла примерно на 2 тенге.
«Думаю, что нам всем стоит быть готовыми к повышению цен на бензин, ведь причины, которые гонят цены вверх, не устранены. Это, в первую очередь, дефицит казахстанского бензина, закрытость ценообразования, монополизация оптового рынка ГСМ, отставание цены на бензин от наших партнеров по ЕАЭС и, как отмечалось в некоторых аналитических отчетах, самый дешевый бензин в Европе», – комментирует ситуацию депутат и член фракции «Народные депутаты» Айкын КОНУРОВ.
Также, по его словам, наблюдается привыкание населения к росту цен, ведь раньше при росте стоимости на 2–5% поднималась волна возмущения, на что власти вынуждены были реагировать. Отмена регулирования цен на бензин привела к удобной для участников рынка трансформации восприятия повышения цен потребителем, который в большей части уже смирился с таким положением дел.
Что касается влияния цены на бензин на курс национальной валюты, то тут депутат затрудняется делать какие-либо прогнозы: «Трудно спрогнозировать именно как бензин повлияет на курс доллара, ведь «вечнозеленый» – мировая валюта фондирования и больше зависит от настроений валютных спекулянтов, что будут ориентироваться на показатели экономики США и ставку ФРС, чем на цены на топливо внутри страны. Ведь, как показала практика, цена на бензин у нас растет перманентно, независимо от цен на нефть, чего не скажешь о тенге, который укрепляется на фоне роста цен на черное золото», – говорит он.
Депутат также уверен, что если взять шире, то поднятие цен на ГСМ всегда является катализатором роста инфляции внутри страны, что, как известно, толкает курс тенге вниз, так что рано или поздно, независимо от внешних факторов, доллар в таких условиях ждет укрепление.
Вся надежда на НПЗ
Министр энергетики Казахстана Канат БОЗУМБАЕВ считает, что «заморозка» цен на бензин в Казахстане обойдется автолюбителям дороже его нынешней стоимости.
«Мы, конечно, можем опять зафиксировать цены на заправках, но к чему это приведет? Оптовики не смогут привезти сюда (российский бензин), они в минус себе его возить не будут, начнется 30-процентный дефицит на заправочных станциях. Мы с вами это проходили, мои предшественники перед вами сидели: да, сейчас бензин несколько дороже, но он есть, и это гораздо лучше, чем когда он дешевле, но его нет. Дефицит означает плохое качество, начинают искусственно повышать октановое число присадками, моторы летят. Поэтому ситуация в зависимости от цены на рынке России будет сохраняться, пока мы не модернизируем три НПЗ», – отметил министр на пресс-конференции.
Также министр напомнил, что в настоящее время Казахстан на 70% обеспечивает внутренний рынок по самому ходовому виду бензина – АИ-92 – самостоятельно, еще 30% завозится из России. Изменение оптовых цен на российский бензин марки АИ-92, по данным казахстанского Минэнерго, составило с $320 за тонну в январе 2016 года до $515 за тонну в феврале 2017 года. Министр заметил, что повлиять на оптовые цены в России Казахстан не может, поэтому привязка к российским ценам будет существовать до окончания модернизации трех заводов, после чего Казахстан будет обеспечивать себя топливом на 100%.
По мнению экономиста Галима Хусаинова, нужно увеличивать глубину переработки существующих НПЗ.
«У нас проблема заключается в том, что нужно увеличивать глубину переработки существующих НПЗ. В принципе у нас и сейчас достаточно мощности переработки для атмосферной установки. Есть также проблема нехватки сырья. Конечно, все будут задаваться вопросом, как так – в нефтяной стране и дефицит сырья? А это на самом деле так, так как существующие цены на бензин у нас не соответствуют мировым и нормальным производителям выгоднее экспортировать нефть, нежели ее перерабатывать внутри страны и продавать», – пишет он у себя на странице в Facebook.
При этом эксперт недоумевает, почему в Казахстане постоянно предъявляют претензии по цене на ГСМ к Минэнерго, когда цены на ГСМ находятся в свободном плавании и они на них в принципе не могут влиять. По его мнению, это больше вопрос к Самрук-Казына – когда они закончат реконструкцию заводов. «Ведь из существующего объема переработки нефти, при правильной реконструкции, можно без проблем обеспечить страну бензином и дизельным топливом и даже часть экспортировать», – считает эксперт.
В свою очередь, директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова уверена, что рост цен на бензин продолжится, так как Правительство отказалось от госрегулирования цен на ГСМ, за исключением АИ -80, еще в сентябре 2015 года.
«Высокооктановый бензин импортируется из России, где цены на ГСМ выше, соответственно наши цены будут подниматься до их уровня. На курс тенге к доллару подорожание бензина влияние не оказывает. ГСМ сидит в структуре себестоимости любого товара, поэтому дальнейший рост цен на бензин будет влиять на уровень инфляции», - отметила экономист.
Источник: kursiv.kz.