Оптимальный размер дома
"Сегодня все знают, что такое энергоэффективный дом, примерно знают о том, что такое пассивный дом и какие материалы экологичнее других. Но это примета времени — до кризиса и многие архитекторы в этом не разбирались", — начинает он разговор. И сетует, что с определением оптимального размера жилья у многих по-прежнему проблемы и люди часто "танцуют" не от того, что им объективно надо, а просто от того, что они могут себе позволить.
"Я объясняю клиентам, что ночью мы спим, наши глаза закрыты и сознание не находится в спальне, поэтому в доме разумнее именно спальню сделать наименьшей, а остальным частям дома – гостиной, кухне и т.д., в которых мы отдыхаем и проводим больше всего времени – намного больше", — говорит архитектор.
Он также приводит хрестоматийный пример с балкончиком в спальне на втором этаже загородного дома, который для многих почему-то является голубой мечтой. "Как часто вы на самом деле будете просыпаться, спускаться на кухню, готовить кофе, а потом подниматься наверх и пить утренний кофе на балконе?", — риторически спрашивает Виксна.
По мнению архитектора, по соотношению потраченных денег на время, которое человек станет проводить на балконе, он может оказаться самым дорогим объектом дома (вы же будете его использовать только ради того, чтобы раз в месяц вытрясти на нем одеяла). Об этом должны задумываться и говорить своим клиентам все, кто работает в области архитектуры и дизайна.
Причины гигантомании
"В Латвии, как в любом молодом государстве, количество денег у каждого конкретного человека часто никак не соотносится с его уровнем интеллекта. Наши люди, даже состоятельные, очень часто не живут мудро и не способны спрогнозировать будущее", — считает архитектор. По его словам, в Скандинавии гораздо меньше больших домов при пересчете на количество жителей, чем в Латвии, хотя богатых людей там гораздо больше.
Но при этом Виксне обычно удается сделать так, что клиенты начинают смотреть на свои желания другими глазами — просто задавая правильные вопросы. "Если речь идет о третьей ванной комнате, я серьезно спрашиваю, кто будет каждую неделю чистить три унитаза, три раковины и три душевые кабины", — говорит он.
Как правильно выбрать архитектора
По мнению Гундарса Виксны, в профессиональные обязанности архитектора входит очень тщательная работа с клиентом — надо обсуждать не только желаемую планировку, но и то, как люди собираются использовать помещения. Про материалы и инженерные сооружения и говорить нечего.
Итог работы — это то, что остается в сухом остатке после того, как клиенты проговорят свои желания, а архитектор скорректирует их с помощью своего опыта. "Если какой-то архитектор вас просто слушает, ничего не спрашивает и не оспаривает, возможно, лучше найти кого-нибудь другого", — уверен он.
Гундарс Виксна уверен, что успех проекта лежит на трех основных "китах". "Во-первых, предыдущие проекты архитектора, даже если это производственное здание или офис. Вам, как заказчику, должно нравиться то, что архитектор делал ранее — стиль, почерк, называйте это как хотите, но архитектор может сделать только то, что вы видите в его портфолио", — говорит Виксна.
И добавляет, что если заставить архитектора делать то, что ему не нравится или то, что он не любит, то и результат получится "нелюбимым". "Вам действительно нужен проект дома, который архитектор не любит и который с самого начала наполнен негативной энергией?", — риторически спрашивает он.
Второй "кит" — личная симпатия или антипатия. Клиент и архитектор должны нравиться друг другу, а иначе плод их труда — клиенту тоже придется потрудиться — получится несимпатичным, а тогда: смотри пункт первый.
Наконец — и только "в-третьих" — цена. "Стоит ли строить для себя и для своей семьи плохой дом, в котором вы будете жить долгие годы? Низкая цена может свидетельствовать и об отношении архитектора к своему труду, ведь за маленькие деньги нельзя уделить проекту столько времени, сколько он, по-хорошему, требует; проговорить все мелочи", — уверен Гундарс Виксна.
Источник: delfi.lv.