А также чем отличаются зарубежные вузы от отечественных? На эти и другие вопросы нам ответила аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Шынар Досанова.
- Почему для работодателей зарубежное образование приоритетнее отечественного?
- Я считаю, что зарубежное образование зарубежному образованию рознь. Мне кажется, у нас есть миф, что если человек получил зарубежное образование, то этого человека вне конкуренции можно брать на работу. Да, я не спорю, что получить образование за рубежом нелегко. Но это ни в коем случае не должно означать, что выпускники наших вузов неконкурентоспособны. Так как, я думаю, каждый случай индивидуален. В Казахстане есть специалисты – профессионалы своего дела, которые получили образование в казахстанских вузах. Унаследованная Казахстаном советская система образования имеет свои уникальности - она дает знания (во всяком случае, согласно стандартам образования) досконально из глубины, охватывая все смежные отрасли. Преимущества зарубежного образования студентам дают возможность выбрать те предметы, которые ему интересны. И в этом плане, конечно, студент имеет больше возможностей уделить побольше времени тем темам, которые ему нравятся. А минусы этой системы, на мой взгляд, в том, что человек, пришедший со школьной скамьи, еще может и не знать всех тонкостей выбираемой профессии и упустить из виду тот или иной предмет, который ему пригодится в жизни. Преимущества зарубежной системы образования - они уделяют больше внимания самостоятельной работе студентов, учат уметь доказывать и обосновывать свою точку зрения. Допустим, американская система образования уделяет много внимания обучению ораторскому мастерству, поведению на публике, открытости. На что, к сожалению мало внимания обращают в Казахстане.
- Что должно произойти с системой образования РК, чтобы наши выпускники не стремились поступить в зарубежные вузы?
- Почему не хотят учиться у нас в вузах? Потому что наши вузы имеют не самые лучшие рейтинги. Часто вузы бывают замешаны в различного рода коррупционных делах.
Я думаю, эту проблему можно будет решить, когда казахстанские вузы повысят рейтинги до определенной степени на международном уровне, и получать международное призвание. Когда с наукой Казахстана будут считаться. Думаю, это возможно будет, когда будет уделяться больше внимания собственной научно-исследовательской базе и деятельности вузов.
Кроме того, я считаю необходимым уделять больше внимания преподавательскому составу как вузов, так и средних учебных заведений. Примером может стать Япония. Там преподаватели через определенное время должны подтверждать полученные знания, и в случае если знания не подтверждаются, диплом об образовании аннулируется и человеку нужно повторно получать высшее образование.
- Какие специальности пользуются популярностью у абитуриентов в этом году? Почему?
- В связи с тем, что набор документов для поступления в вузы в 2014 году еще не начался, для анализа приняты данные за 2013 год.
Согласно официальной статистике, в 2013 году среди абитуриентов большей популярностью пользовались в основном медицина, программирование (информатика, информационные системы) и машиностроение, а также педагогические специальности.
Я полагаю, что заинтересованность в педагогических и медицинских специальностях вызвана социальной поддержкой, оказываемой для молодежи государством в рамках сельских квот (предоставление жилья, льготных ипотек для жилья и другие виды социальной помощи).
А заинтересованность в программировании (информатика, информационные системы) и машиностроении, возможно, вызвана осознанием, что будущее за информационными технологиями, а также что эти ниши еще в Казахстане не заняты.