Казахстан в 2014 году планирует направить на толлинг в Китай 200 тыс. тонн нефти. Толлинговая схема предполагает, что РК обеспечивает переработчика сырьем, а затем забирает готовый продукт, заплатив за переработку. Помимо оплаты Китаю за переработку, республика также должна будет оплатить доставку сырья на завод и возврат бензина на АЗС. Все это, по мнению экспертов, отразится на стоимости ГСМ на внутреннем рынке.
При осуществлении толлинговых операций с Китаем Казахстан не только понесет затраты на транспортировку готовой продукции обратно в республику, но и потеряет на налогах, утверждает Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари». Республика недополучит налог на добычу полезных ископаемых и рентный налог.
Непосредственно переработка и доставка нефти на китайские НПЗ и транспортировка бензина обратно в республику, по подсчетам Кокоревой, обойдутся Казахстану почти в $60 млн.
«Дополнительные затраты приведут к удорожанию стоимости топлива на 5-10%», – говорит она.
По словам главного эксперта по нефтегазопереработке КМГ Галымжана Амантурлина, толлинговые операции с Китаем будут проводиться только в крайнем случае для предотвращения дефицита бензина в республике. Однако основной причиной очередного привлечения властями Казахстана внимания к толлинговым операциям с Китаем, по мнению экспертов, стали проблемы в переговорах с Россией о деталях беспошлинной поставки нефти и нефтепродуктов в границах Таможенного союза.
Источник: Kapital.kz