Мир диктует свои условия. Обычные методы ведения бизнеса сегодня малоэффективны. Чтобы достичь хорошего результата, нужно суметь правильно выстроить коммуникации. О том, что представляют собой взаимоотношения в организациях нового поколения, в интервью «&» рассказала управляющий партнер группы компаний «Ренессанс» (бизнес-тренинги, PR, ИСО- консалтинг) Светлана Крутских.
Светлана Валентиновна, в основе вашего бизнеса лежат коммуникации. Скажите, как меняются коммуникации в современном мире? Как ими правильно управлять, чтобы быть успешным?
Если говорить об изменениях, которые произошли в области коммуникаций на отечественном рынке, то сначала в казахстанских компаниях на первом этапе происходило наращивание производственного потенциала. Потом уже стал наблюдаться тренд грамотного выстраивания бизнес-процессов. Так постепенно мы подошли к осознанию важности построения HR-системы. Мне запомнилась конференция «Управление нематериальными активами», которая проходила у нас еще в 2003 году, если я не ошибаюсь. Так вот, во время этой конференции возник спор. Один из консультантов придерживался мнения, что организации необходимо учитывать личные интересы персонала. А специалист из Москвы в свою очередь придерживалась противоположного мнения. Она говорила: «Вы о чем? В приоритете всегда должны быть бизнес-цели и задачи организации, если интересы сотрудника расходятся с ними - до свидания!» Получается, ты вкладываешь в человека, переформатируешь его, выстраиваешь систему, если ничего не получилось в итоге - до свидания. В прошлом году этот же консультант из Москвы вновь порадовал нас своим выступлением на одной из конференций. Оказалось, что за это время она разработала целую систему личной мотивации сотрудников, которая увязана как с бизнес-, так и с HR-стратегией организации и учитывает личностные особенности и интересы сотрудников. Мы на нее смотрим с недоумением и спрашиваем: «В чем дело?». Она поделилась с нами, что за свой консалтинговый опыт пришла к тому, что все-таки без учета личностных особенностей не будет ни результативности, ни эффективности сотрудников.
То есть за эти годы все круто поменялось?
Да, изменения происходят. Если раньше мы приходили со своими коммуникационными тренингами, направленными на повышение компетенций персонала, то, как только организации слышали слово «психология», это сразу воспринималось в штыки. Сейчас же мы видим, что слово «психология» перестало быть запретным, а даже, наоборот, пользуется спросом. Иными словами, сегодня во многом компетенция менеджера и задача организации направлены на то, чтобы развивать личностные взаимоотношения.
Это новая стадия развития казахстанского бизнеса?
И менеджерских компетенций в том числе. Раньше менеджер мог спокойно отдать приказ – делаем только так и никак иначе. Сейчас, когда рынок труда в некоторых сферах стал весьма конкурентным, уже просто приказом, материальной мотивацией, какая бы она ни была, сотрудника не удержишь. Особенно это касается молодого поколения, которое приходит сейчас в компании в возрасте 24-25 лет. Для них ценность свободы, хорошего коллектива, самореализации порой даже выше, чем хорошая зарплата.
Но в период кризиса, если брать пирамиду Маслоу, разве не преобладают базовые потребности – стабильная зарплата и прочее.
У молодежи - нет. Я вижу, что для них коллектив, самореализация, свобода – это реальные ценности, за которые они бьются сегодня. А деньги они все равно рано или поздно благодаря своим талантам получат.
Не возникает ли здесь конфликт между разными поколениями, у которых, как выясняется, разные ценности?
Возникает, это ведь постоянный конфликт отцов и детей. Представьте, что вы Пентиум-2, а тут появляется Пентиум-5. Молодое поколение изначально более талантливое, быстрое и гибкое. Часть компетенций, которые взрослое поколение только нарабатывает, они получили с детства. И мы в очень многих вещах не просто на равных, а даже отстаем от них. При этом если наше поколение будет продолжать отстаивать свои ценности, говорить «делай, как я!» или продолжать писать приказы, как у нас всегда было принято, ничего хорошего из этого не выйдет. Здесь нужна коммуникационная гибкость. А это значит - ты слышишь, ты наблюдаешь, в том числе за новыми молодыми талантами, и понимаешь для себя, в чем можно быть таким же, как они, в чем - нет.
Получается, чтобы не уступать молодым, более старшему поколению, которое в большинстве своем занимает сейчас руководящие позиции, нужна перезагрузка?
Перезагрузка это точно, потому что Пентиум-5 все равно круче. На последней PR-конференции в Москве эта тема всплывала в разговорах не один раз. Управляющие партнеры, собственники крупнейших PR-агентств России с многомиллионным бюджетом делились тем, как они начали преподавать в вузах и столкнулись с тем, что «стало очень неспокойно от того, какие умники приходят на рынок», молодое поколение начинает наступать на пятки, оно более талантливое и намного быстрее обучается. Иными словами, более взрослое поколение начинает осознавать необходимость перезагрузки.
А у нас в Казахстане люди готовы к такой перезагрузке?
Безусловно, у нас тоже есть открытые и гибкие менеджеры, которые осознали преимущества Пентиума-5. Но, тем не менее, у нас все еще присутствуют элементы коленопреклоненности.
(Полный текст читайте в свежем номере газеты «Бизнес&Власть»)