Опасно следовать традиционным представлениям о том, какая специальность будет всегда востребована. К примеру, казахстанские выпускники хорошо организованными группами поступают на такие специальности, как «дипломат-международник» и «экономист». Даже один из депутатов парламента задал вполне логичный вопрос: а какая у нас потребность в дипломатах? Максимум 10 человек в год, говорят представители МИДа и пожимают плечами по поводу других 5 тыс. желающих получить эту специальность.
Интересно, что HR-рынок, по крайней мере на Западе, постоянно подбрасывает списки новых специальностей. Он ведет себя как очень живое и гибкое существо, предлагая ниши и возможности как для устоявшихся экспертов, так и для вчерашних выпускников.
Отечественный бизнес еще трудно назвать быстро реагирующим на новые специальности и возможности. В Казахстане только сейчас начинают задумываться о том, что маркетинговые, рекламные и PR-коммуникации должны адекватно интегрироваться в социальные медиа, а вот Запад уже создал кучу прецедентов, кейсов и историй успеха в этом направлении. Например, там успешные блогеры (они же SMM-менеджеры) могут сделать для продвижения компании больше, чем все усилия традиционных методов развития бизнеса вместе взятые. И не беда, если этот блогер не изучал свою специальность в вузе или бизнес-школе. Он мог просто пройти краткий курс в одной из тренинговых компаний, специализирующихся на бизнес-коммуникациях, и благодаря своей природной общительности стать специалистом в своем деле.
В Казахстане же, по словам специалиста по рекрутингу компании Nota Bene Human Capital Brands Алии Бисембаевой, еще сложно говорить о том, что формируется рекрутинговый спрос на представителей новых специальностей. Пока больше востребованы традиционные маркетологи для крупных компаний. Возможно, специалисты в новых направлениях нужны для небольших и более гибких бизнесов, которые представляют яркие дисконтные, образовательные, информационные и другие социально востребованные услуги. Однако при этом выделиться у нас в стране успели специалисты в области GR. Сегодня они очень востребованы, и ими дорожат компании, которые хотят выстраивать прозрачные отношения с чиновниками, находя у них мотивацию, сотрудничать на платформе, свободной от коррупции.
А вот, например, такая важная специальность, как коуч, по словам руководителя направления обучения и развития персонала компании Nota Bene Human Capital Brands Оксаны Яковлевой, переживает бум пока больше в других странах. «Во всех крупных иностранных компаниях есть штатные коучи, которые проводят беседы с персоналом. А проактивный персонал в последующем приводит организацию к достижению стратегических бизнес-целей», — делится эксперт.
Таким образом, была бы потребность, а человек с соответствующим складом ума, уровнем общительности, амбициями найдется и уже в ходе выполнения того или иного проекта получит соответствующие опыт и признание в компании. Именно так в ответ современным вызовам и потребностям рождаются новые специальности. И перед теми, кто не получил специальность своей мечты, в вузе открываются сейчас уникальные возможности стать первым среди равных, возглавив, как кажется многим, революционное или инновационное направление.