финансы, инвестирование, капитал, ценные бумаги, фонды, фондовый рынок

08.07.2011, 09:28
Рынок напитков
Казахстанцы распробовали дорогое импортное вино

Но наибольшей популярностью по-прежнему пользуются пиво и безалкогольные напитки


Производство напитков является одним из крупных сегментов пищевой промышленности страны. В структуре пищевой промышленности на его долю приходится 17%. Производство напитков в Казахстане ориентировано на внутренний рынок: из общего объема произведенной продукции на внутреннем рынке реализуется примерно 99% водки, 99,7% вина, 99,4% пива, 96,3 % минеральной воды и других безалкогольных напитков.

Рынок напитков


Рынок напитков в Казахстане развивается не так динамично, как у соседей – в России и на Украине. За последние пять лет реальный рост производства напитков составил 17,3%, но объем инвестиций при этом сократился почти в 3 раза. Если в 2006 году на одно предприятие, специализирующееся на производстве напитков, приходилось в среднем 72,4 млн тенге инвестиций в основной капитал, то в 2010-м - 27 млн тенге в единых ценах.
За 2006-2010 годы рост товарной продукции был обеспечен увеличением выпуска в натуральном выражении минеральных вод и безалкогольных напитков в 1,2 раза и пива – в 1,4 раза. В то же время производство водки и ликеро-водочных изделий за это время сократилось на 5%, коньяков – в 1,6 раза, вина – в 2,4 раза. Данным производствам пока так и не удалось вернуться на уровень докризисного периода, что связано со многими причинами, в том числе и со снижением спроса на крепкие алкогольные напитки.

Рынок напитков


Наряду с производством сократился и импорт крепких алкогольных напитков: водки – в 1,7 раза, коньяков – в 3,6 раза. Такая динамика производства и импорта продукции свидетельствует о сокращении потребления крепких напитков в стране и о частичном уходе бизнеса в тень, чему способствуют регулирование цен на алкогольную продукцию, рост акцизного налога и ряд других проблем.

Также за пять лет в 4,7 раза свернулся импорт пива, что связано с появлением производств некоторых иностранных брендов на территории страны. В частности в начале 2010 года ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» передала казахстанскому ТОО «Пивоваренная компания Derbes» право на использование товарных знаков, а также технологий для производства пива «Балтика» и «Невское» на территории Казахстана. При этом импорт пива из России, на долю которой приходится около 90% всех поставок, сократился за 2010 год в 3,2 раза, а выпуск пива в стране вырос в 1,4 раза по сравнению с 2009-м.

В винном сегменте спад во внутреннем производстве сопровождается ростом импорта. За пять лет импорт вина виноградного вырос в 1,7 раза. В результате доля импорта во внутреннем потреблении вина увеличилась с 15% в 2006 году до 41% - в 2010-м. Такой ситуации способствовали сложные условия работы предприятий, связанные с налогообложением, дефицитом отечественного и удорожанием импортного сырья.

В то же время увеличение импортных поставок обусловлено в основном повышением потребительских требований к вину. Это подтверждает следующий факт. Вино из стран дальнего зарубежья в 2 раза дороже, чем вино, поставляемое из стран СНГ и Грузии, и в 4 раза дороже, чем отечественное вино. Однако доля вина из дальнего зарубежья во внутреннем потреблении выросла с 3% в 2006-м до 12,4% - в 2010 году. При этом поставки вина из стран Европы и Америки увеличились относительно 2006 года в 2,5 раза. Это может означать, что растет удельный вес потребителей, отдающих предпочтение высококачественным винам. Такая тенденция сейчас характерна для азиатского региона, в частности для Китая и Гонконга, в то время как в европейских странах, наоборот, растет потребление менее дорогих вин и винных напитков. В настоящее время острой конкурентной борьбы в винном сегменте Казахстана нет, так как конкурентная среда сложилась в основном только в среднем ценовом сегменте, где отечественная продукция соперничает с молдавскими винами, поставки которых к уровню производства в стране составляют 33%, а средняя стоимость 1 л поставок на 16% дороже, чем у отечественных производителей.

Более позитивная ситуация складывается в сегменте безалкогольных напитков. Внутреннее производство минеральных и газированных вод (неподслащенных и неароматизированных) выросло на 21%, а импорт сократился в 1,4 раза. Выпуск прочих безалкогольных напитков увеличился на 24% при одновременном росте импортных поставок в 1,5 раза. Эта тенденция поддерживается ростом спроса на безалкогольные напитки, притоком новых инвестиций и укреплением позиций отечественных производителей, которые расширяют ассортимент своей продукции и увеличивают ее экспорт на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.

По данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, экспорт безалкогольной продукции в 2010 году по сравнению с 2006-м увеличился в 3,8 раза. В том числе в страны СНГ – в 3,5 раза, а в страны дальнего зарубежья – в 6,4 раза. Основным импортером казахстанской продукции был и остается Кыргызстан, на долю которого приходится 68% поставок.

Далеко не весь потенциал в производстве напитков реализуется в стране: специализированные мощности, имеющиеся в Казахстане, используются в среднем на 30%.

Уровень имеющихся мощностей позволяет производить на душу населения республики 15 л водки, 0,7 л коньяка, 10 л вина виноградного натурального, 68,5 л пива, 66,5 л минеральной воды и 117,7 л прочих безалкогольных напитков. В реальности же эти цифры таковы: производство водки на каждого казахстанца составляет - 2,8 л, коньяка - 0,3 л, вина виноградного натурального - 0,2 л, пива - 30,4 л, воды минеральной - 25 л и прочих безалкогольных напитков - 43 л.
В то же время расчеты показывают, что потребление напитков на душу населения в среднем составляет: водки – 3 л, коньяка – 0,3 л, вина виноградного – 1,6 л, пива – 32 л, минеральной воды – 187,5 л, прочих безалкогольных напитков – 45 л. Таким образом, внутреннее производство удовлетворяет потребности практически по всем видам напитков, кроме виноградного вина, а также минеральной и газированной воды.

Рынок напитков

Анализ динамики потребления напитков свидетельствует, что кризис отразился на потреблении коньяков, водки, вина виноградного, а также воды минеральной и газированной, которое сократилось по сравнению с 2006 годом, тогда как потребление пива и прочих безалкогольных напитков за этот период выросло. Сокращение потребления минеральной и газированной воды связано с частичным переходом потребления в смежный сегмент - прочих безалкогольных напитков, разнообразие которых в последнее время заметно увеличилось. Популярность подслащенных и ароматизированных газированных и минеральных вод будет расти и дальше, так как они за счет своей ценовой доступности постепенно отвоевывают нишу и у рынка натуральных соков.

Рынок напитков

Объем розничного оборота напитков (в денежном выражении), включая алкогольные, только за 2006-2009 годы увеличился в 1,7 раза, в том числе водки – в 1,7 раза, вина виноградного и плодово-ягодного – в 1,6 раза и пива – в 1,5 раза, безалкогольных напитков, включая минеральную воду, – в 2 раза. Основной объем продаж приходится на пиво, удельный вес которого составляет 26% продаж алкогольных напитков и 21% всех напитков. Высокий удельный вес розничных продаж занимает и безалкогольный сегмент - 19%. Почти 36% розничного оборота напитков приходится на Алматы.


Tweet




Другие новости по теме:

 – Инвестиции в производство казахстанских напитков сокращаются - 07.07.2011
 – В Казахстане сократился импорт алкоголя - 07.07.2011
 – Инвестиции в молоко выросли почти в 3 раза - 21.02.2011
 – Производство коньяка в Армении за первое полугодие увеличилось на 38,2% - 05.08.2010
 – Потребление пива в мире может достичь 2 млрд гектолитров к 2013 г - 26.10.2011


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код:

Аналитика

 



Опрос

Если бы ваши права, как потребителя финансовых услуг, были нарушены, обратитесь ли вы с жалобой в соответствующие инстанции?

Да, однозначно, и я даже знаю куда;
Я бы обратился, но не знаю, как это лучше сделать;
Нет, потому что не в курсе куда обращаться;
Нет, потому что у меня нет на это времени.

 

Точки продажи 'Бизнес и Власть'

 

Популярные