03.09.2010, 17:02
Импорт легковых авто сократился в 4,4 раза
Tweet
Другие новости по теме:
– Статагентство: «Производство легковых авто в январе увеличилось на 9,2%» - 15.02.2010
– Казахстанцы стали больше приобретать автомобили у официальных дилеров - 18.06.2010
– В 2009 году количество ввозимых в Казахстан автомобилей сократилось - 03.02.2010
– В Казахстане объявлены новые пошлины на ввоз автомобилей - 04.06.2010
– Снизился спрос на новые авто - 29.06.2010
Импорт легковых авто сократился в 4,4 раза
Зато средняя стоимость ввозимых иномарок в первом полугодии 2010 года выросла в среднем в 2,4 раза
С началом работы Таможенного союза ввоз автомобилей в РК сократился больше, чем в предыдущие «кризисные годы». К такому выводу пришли аналитики Национального банка в статье «Современные тенденции на рынке импортируемых легковых автомобилей в РК», опубликованной в очередном номере «Экономического обозрения».
В 2008 году импорт легковых автомобилей в количественном выражении снизился по сравнению с 2007 годом в 2,5 раза (в среднем до 13 тыс. штук в месяц). В стоимостном выражении импорт легковых автомобилей сократился в почти 2 раза (до $1,2 млрд.), - пишут авторы статьи.
Следует отметить, что стоимость импорта - это таможенная стоимость, с которой уплачиваются таможенные пошлины в бюджет. Фактические затраты (особенно у неофициальных дилеров и физических лиц), складывающиеся из расходов на покупку и транспортировку легковых автомобилей, существенно превышают таможенную стоимость (по оценке, на 30-50%). Это позволяет минимизировать расходы импортера по оплате обязательных платежей в бюджет.
В 2009 году, по данным Нацбанка, количество импортируемых в РК легковушек сократилось еще на 28%, и в среднем за месяц их число составляло 9 310 штук. В денежном выражении объем импорта легковых автомобилей по таможенной стоимости уменьшился на 37,2% (до $772 млн.).
По мере того как макроэкономические условия в Казахстане ухудшались на фоне мирового экономического кризиса, значительно снизилась средняя стоимость ввозимых автомобилей. Если в 2008 году средневзвешенная цена импортируемых легковых автомобилей превышала $7 900, то в 2009 году она сократилась на 12,7% до $6 906.
В текущем году ситуация на рынке автомобилей существенно изменилась. Это
связано главным образом с ростом таможенных пошлин на автомобили в связи с созданием Таможенного союза. С 1 января 2010 года были значительно повышены таможенные пошлины на ввозимые в Казахстан автомобили. Они составили 30-35% от таможенной стоимости в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации. Ранее пошлины составляли 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,1 евро за 1 куб.см. объема двигателя.
Если в январе было ввезено 5 844 автомобиля, то в феврале их количество
сократилось сразу до 735 штук. Обвальное падение объемов ввоза автомобилей в феврале, а не в январе связано с существующей процедурой таможенного оформления –
предварительным декларированием (предварительно задекларированные автомобили
должны быть ввезены в течение 40 дней). Таким образом, значительная часть ввезенных в
январе 2009 года легковых автомобилей была задекларирована в декабре 2009 года, и уплата таможенных пошлин также была осуществлена по ставкам, существовавшим в декабре.
В последующие месяцы импорт легковых автомобилей несколько вырос, однако все равно остается на гораздо более низком уровне, чем даже в предыдущие «кризисные» годы. За январь-июнь 2010 года в Казахстан было импортировано 13 тыс. легковых автомобилей, что в 4,4 раза меньше, чем за такой же период 2009 года. В денежном выражении импорт сократился в 1,8 раза (до $362 млн). Меньшие темпы падения стоимостных объемов по сравнению с количественными свидетельствуют о росте средневзвешенной цены ввозимого автомобиля до $15,1 тыс. (в 2,4 раза).
Динамика импорта легковых автомобилей в Республику Казахстан
Источник: данные таможенной статистики, расчеты авторов
По мнению аналитиков Нацбанка, рост средневзвешенной стоимости ввозимого автомобиля объясняется, скорее всего, снижением активности частных «дилеров подержанных автомобилей» ввиду повышения таможенных пошлин с 1 января 2010 года. Соответственно, в 2010 году увеличилась доля официальных дилеров на автомобильном рынке. Так, если в 2009 году на подержанные авто приходилось более 80% из всех проданных легковых автомобилей, то в 1 полугодии 2010 года их доля снизилась до 60%. Кроме того, покупатели в сегменте дорогих (и, как правило, новых) автомобилей, по всей вероятности, не так значительно сократили свой спрос, как покупатели более массовых моделей. Таким образом, высокая стоимость новых автомобилей официальных дилеров предопределила увеличение средней цены.
Характерной особенностью 2010 года является также изменение географической структуры импорта автомобилей. Ввиду значительного повышения таможенных пошлин на ввозимые в Казахстан автомашины (в среднем в 3-3,5 раза), отмечается
рост спроса на автомобили, производимые в странах СНГ, особенно в Узбекистане.
Так, если в 1 полугодии 2009 года из всех импортированных в Казахстан легковых
автомобилей менее 5% пришлось на автомобили, завезенные из стран СНГ, то в 1 полугодии 2010 года их доля увеличилась до 25,5%. При этом и количество и стоимость ввезенных из Узбекистана автомобилей увеличились в 2 раза. То есть средняя стоимость узбекских легковушек осталась практически неизменной – $5,5 тыс.
Количество автомобилей, ввезенных из России, снизилось на 16,3%. А их
таможенная стоимость возросла на 25,3% (с $6,3 тыс. до $9,5 тыс.). Возможно, полагают эксперты Нацбанка, это удорожание связано с ввозом автомобилей марок стран дальнего зарубежья, сборка которых осуществляется в России.
В 1 полугодии 2009 года «лидерами импорта» выступали автомобили из Германии
(более 46% всего рынка). В январе-июне 2010 года их количество значительно снизилось – в 21,8 раза. В результате, доля автомобилей из Германии в автомобильном импорте снизилась до 9,4%. Интересным фактом является резкий рост средней стоимости ввозимого немецкого автомобиля – с $3,2 тыс. до $20,9 тыс.
Количество автомобилей, завезенных из Японии, в январе-июне 2010 года снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в 3,2 раза. Однако их доля в общем объеме автоимпорта выросла с 31% до 42%. Средняя стоимость такого авто возросла с $10 тыс. до $19,4 тыс. То есть японские машины подорожали меньше, чем немецкие, что по мнению авторов статьи, обусловлено введением несколько лет назад запрета на ввоз автомобилей «с правым рулем управления».
Также существенно сократился ввоз автомобилей из США (в 2,8 раза в стоимостном
выражении), из Южной Кореи (в 1,9 раза), из Великобритании (в 1,7 раза) при
одновременном росте средневзвешенной стоимости ввозимого автомобиля на 7%, в 1,7
раза и 3 раза, соответственно.
Таким образом, ухудшение ситуации в отечественной экономике, а также создание
Таможенного союза в значительной степени изменили рынок легковых автомобилей в
Казахстане. Помимо общего сокращения объемов ввозимого легкового автотранспорта,
произошли качественные изменения, как в структуре импортеров (активность частных
дилеров практически свелась к минимуму), так и в географической структуре импорта.
С 1 июля 2010 года по 1 июля 2011 года действуют льготные тарифы на ввоз
легковых автомобилей физическими лицами. Однако, учитывая, что физическим лицам по
льготным условиям разрешается ввозить не более двух единиц автотранспорта для личного пользования в год, значительного роста объема ввозимых легковых автомобилей не ожидается.
По мнению аналитиков Нацбанка, в последующие месяцы 2010 года и в ближайшие годы
восстановление рынка легковых автомобилей в Казахстане будет происходить за счет
автотранспорта производства стран СНГ. С одной стороны, пишут они, ввиду создания Таможенного союза можно ожидать, что увеличится спрос на автомобили, промышленная сборка которых осуществляется в России. Поскольку их ввоз не будет облагаться таможенными пошлинами, цены будут оставаться ниже по сравнению с ценами на ввозимые автомобили из других стран. С другой стороны, цена на легковые автомобили, производимые в Узбекистане, остается самой низкой, что делает их весьма востребованными в сегменте бюджетных автомобилей.
Аналитическая служба медиа-холдинга Business Resource
Зато средняя стоимость ввозимых иномарок в первом полугодии 2010 года выросла в среднем в 2,4 раза
С началом работы Таможенного союза ввоз автомобилей в РК сократился больше, чем в предыдущие «кризисные годы». К такому выводу пришли аналитики Национального банка в статье «Современные тенденции на рынке импортируемых легковых автомобилей в РК», опубликованной в очередном номере «Экономического обозрения».
В 2008 году импорт легковых автомобилей в количественном выражении снизился по сравнению с 2007 годом в 2,5 раза (в среднем до 13 тыс. штук в месяц). В стоимостном выражении импорт легковых автомобилей сократился в почти 2 раза (до $1,2 млрд.), - пишут авторы статьи.
Следует отметить, что стоимость импорта - это таможенная стоимость, с которой уплачиваются таможенные пошлины в бюджет. Фактические затраты (особенно у неофициальных дилеров и физических лиц), складывающиеся из расходов на покупку и транспортировку легковых автомобилей, существенно превышают таможенную стоимость (по оценке, на 30-50%). Это позволяет минимизировать расходы импортера по оплате обязательных платежей в бюджет.
В 2009 году, по данным Нацбанка, количество импортируемых в РК легковушек сократилось еще на 28%, и в среднем за месяц их число составляло 9 310 штук. В денежном выражении объем импорта легковых автомобилей по таможенной стоимости уменьшился на 37,2% (до $772 млн.).
По мере того как макроэкономические условия в Казахстане ухудшались на фоне мирового экономического кризиса, значительно снизилась средняя стоимость ввозимых автомобилей. Если в 2008 году средневзвешенная цена импортируемых легковых автомобилей превышала $7 900, то в 2009 году она сократилась на 12,7% до $6 906.
В текущем году ситуация на рынке автомобилей существенно изменилась. Это
связано главным образом с ростом таможенных пошлин на автомобили в связи с созданием Таможенного союза. С 1 января 2010 года были значительно повышены таможенные пошлины на ввозимые в Казахстан автомобили. Они составили 30-35% от таможенной стоимости в зависимости от объема двигателя и срока эксплуатации. Ранее пошлины составляли 10% от таможенной стоимости, но не менее 0,1 евро за 1 куб.см. объема двигателя.
Если в январе было ввезено 5 844 автомобиля, то в феврале их количество
сократилось сразу до 735 штук. Обвальное падение объемов ввоза автомобилей в феврале, а не в январе связано с существующей процедурой таможенного оформления –
предварительным декларированием (предварительно задекларированные автомобили
должны быть ввезены в течение 40 дней). Таким образом, значительная часть ввезенных в
январе 2009 года легковых автомобилей была задекларирована в декабре 2009 года, и уплата таможенных пошлин также была осуществлена по ставкам, существовавшим в декабре.
В последующие месяцы импорт легковых автомобилей несколько вырос, однако все равно остается на гораздо более низком уровне, чем даже в предыдущие «кризисные» годы. За январь-июнь 2010 года в Казахстан было импортировано 13 тыс. легковых автомобилей, что в 4,4 раза меньше, чем за такой же период 2009 года. В денежном выражении импорт сократился в 1,8 раза (до $362 млн). Меньшие темпы падения стоимостных объемов по сравнению с количественными свидетельствуют о росте средневзвешенной цены ввозимого автомобиля до $15,1 тыс. (в 2,4 раза).
Динамика импорта легковых автомобилей в Республику Казахстан
Источник: данные таможенной статистики, расчеты авторов
По мнению аналитиков Нацбанка, рост средневзвешенной стоимости ввозимого автомобиля объясняется, скорее всего, снижением активности частных «дилеров подержанных автомобилей» ввиду повышения таможенных пошлин с 1 января 2010 года. Соответственно, в 2010 году увеличилась доля официальных дилеров на автомобильном рынке. Так, если в 2009 году на подержанные авто приходилось более 80% из всех проданных легковых автомобилей, то в 1 полугодии 2010 года их доля снизилась до 60%. Кроме того, покупатели в сегменте дорогих (и, как правило, новых) автомобилей, по всей вероятности, не так значительно сократили свой спрос, как покупатели более массовых моделей. Таким образом, высокая стоимость новых автомобилей официальных дилеров предопределила увеличение средней цены.
Характерной особенностью 2010 года является также изменение географической структуры импорта автомобилей. Ввиду значительного повышения таможенных пошлин на ввозимые в Казахстан автомашины (в среднем в 3-3,5 раза), отмечается
рост спроса на автомобили, производимые в странах СНГ, особенно в Узбекистане.
Так, если в 1 полугодии 2009 года из всех импортированных в Казахстан легковых
автомобилей менее 5% пришлось на автомобили, завезенные из стран СНГ, то в 1 полугодии 2010 года их доля увеличилась до 25,5%. При этом и количество и стоимость ввезенных из Узбекистана автомобилей увеличились в 2 раза. То есть средняя стоимость узбекских легковушек осталась практически неизменной – $5,5 тыс.
Количество автомобилей, ввезенных из России, снизилось на 16,3%. А их
таможенная стоимость возросла на 25,3% (с $6,3 тыс. до $9,5 тыс.). Возможно, полагают эксперты Нацбанка, это удорожание связано с ввозом автомобилей марок стран дальнего зарубежья, сборка которых осуществляется в России.
В 1 полугодии 2009 года «лидерами импорта» выступали автомобили из Германии
(более 46% всего рынка). В январе-июне 2010 года их количество значительно снизилось – в 21,8 раза. В результате, доля автомобилей из Германии в автомобильном импорте снизилась до 9,4%. Интересным фактом является резкий рост средней стоимости ввозимого немецкого автомобиля – с $3,2 тыс. до $20,9 тыс.
Количество автомобилей, завезенных из Японии, в январе-июне 2010 года снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в 3,2 раза. Однако их доля в общем объеме автоимпорта выросла с 31% до 42%. Средняя стоимость такого авто возросла с $10 тыс. до $19,4 тыс. То есть японские машины подорожали меньше, чем немецкие, что по мнению авторов статьи, обусловлено введением несколько лет назад запрета на ввоз автомобилей «с правым рулем управления».
Также существенно сократился ввоз автомобилей из США (в 2,8 раза в стоимостном
выражении), из Южной Кореи (в 1,9 раза), из Великобритании (в 1,7 раза) при
одновременном росте средневзвешенной стоимости ввозимого автомобиля на 7%, в 1,7
раза и 3 раза, соответственно.
Таким образом, ухудшение ситуации в отечественной экономике, а также создание
Таможенного союза в значительной степени изменили рынок легковых автомобилей в
Казахстане. Помимо общего сокращения объемов ввозимого легкового автотранспорта,
произошли качественные изменения, как в структуре импортеров (активность частных
дилеров практически свелась к минимуму), так и в географической структуре импорта.
С 1 июля 2010 года по 1 июля 2011 года действуют льготные тарифы на ввоз
легковых автомобилей физическими лицами. Однако, учитывая, что физическим лицам по
льготным условиям разрешается ввозить не более двух единиц автотранспорта для личного пользования в год, значительного роста объема ввозимых легковых автомобилей не ожидается.
По мнению аналитиков Нацбанка, в последующие месяцы 2010 года и в ближайшие годы
восстановление рынка легковых автомобилей в Казахстане будет происходить за счет
автотранспорта производства стран СНГ. С одной стороны, пишут они, ввиду создания Таможенного союза можно ожидать, что увеличится спрос на автомобили, промышленная сборка которых осуществляется в России. Поскольку их ввоз не будет облагаться таможенными пошлинами, цены будут оставаться ниже по сравнению с ценами на ввозимые автомобили из других стран. С другой стороны, цена на легковые автомобили, производимые в Узбекистане, остается самой низкой, что делает их весьма востребованными в сегменте бюджетных автомобилей.
Аналитическая служба медиа-холдинга Business Resource
Tweet
Другие новости по теме:
– Статагентство: «Производство легковых авто в январе увеличилось на 9,2%» - 15.02.2010
– Казахстанцы стали больше приобретать автомобили у официальных дилеров - 18.06.2010
– В 2009 году количество ввозимых в Казахстан автомобилей сократилось - 03.02.2010
– В Казахстане объявлены новые пошлины на ввоз автомобилей - 04.06.2010
– Снизился спрос на новые авто - 29.06.2010
Комментарии
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
#1 (13 сентября 2010 01:21) от | ||
|
||
|
#2 (Вчера, 11:19) от | ||
|
||
|