Интеграция человека с информационной средой стала еще теснее, чем раньше. Это заставляет рынок IT-услуг генерировать в разы больше новых идей. О том, как справиться с этой задачей, в интервью «&» рассказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.
Куанышбек Бахытбекович, насколько сейчас корпоративный сектор готов инвестировать в рынок IT?
Рынок корпоративных инфокоммуникационных услуг стабильно растет на протяжении последних лет. Сегодня многие корпорации стремятся инвестировать в IT, дабы добиться ускорения своих бизнес-процессов, не проиграть конкурентную борьбу, которая сейчас наблюдается в корпоративном секторе. Речь идет не о банальной электронной почте или веб-сайтах, а о возможностях видео-конференц-связи, работы в формате банк – клиент и прочих услугах, позволяющих компаниям намного быстрее выполнять различные процедуры внутри организации. Мы наблюдаем развитие информационных технологий и интернет-проектов в государственном, финансовом и других секторах. А это требует надежной и доступной инфраструктуры, дата-центров для непрерывного ведения бизнеса. Так что, я думаю, корпоративный сектор должен стать сейчас одним из главных потребителей наших услуг.
- То есть их доля в ваших продажах будет расти?
Да. К тому же еще есть второй момент – большая часть корпоративного сектора от инсорсинга, то есть когда все нужно иметь у себя, уходит в аутсорсинг, где уже наша компания предоставляет услуги своих серверных помещений и дата-центров. Это позволяет нашим клиентам из корпоративного сектора сократить свои расходы.
- А какова сейчас доля корпоративного сектора в вашем бизнесе?
В общих доходах компании она составляет около 15%.
- Как вам кажется, насколько эта доля вырастет в ближайшее время?
В прошлом году мы несколько раз снижали тарифы на телекоммуникационные услуги для юридических лиц, поэтому пока доля будет оставаться примерно такой же, но количество абонентов все равно будет увеличиваться. У нас свои внутренние коэффициенты, по которым мы должны сохранять долю доходов с каждого абонента. Для этого мы либо должны продать больше услуг абоненту, либо оставить прежние тарифы, но этого сделать не удастся, потому что конкуренцию никто не отменял. Поэтому нам приходится вводить добавочные услуги.
- Скажите, а вот в ближайшие два-три года потребление корпоративным сектором по перечню услуг будет оставаться таким же? Или на рынке будет предложено что-то новое для бизнеса?
Сейчас наблюдается такой тренд, как передел продаж. Сначала Казахтелеком предоставлял просто телекоммуникационные услуги, теперь наша компания предоставляет в аренду свои помещения для серверов клиентов, которые мы сами же администрируем, и, наконец, мы сами предоставляем информационные системы, так что компаниям нет нужды их покупать. Все, что нужно клиенту, – это подключение, работа системы, хранение данных и возможность работы с ними. Для этого нам приходится переделывать общую структуру продаж в компании. Мы должны подойти ближе к клиенту, поэтому и предлагаем сегодня ему массу дополнительных услуг.
- Вы создаете сервисы для корпоративного сектора, предлагаете облачные технологии, но при этом используете программное обеспечение все-таки международных брендов. Остается ли место для казахстанских разработчиков программного обеспечения?
Я сам вышел из отрасли, больше связанной с программным обеспечением, чем с телекоммуникациями. Давайте возьмем среднего казахстанского пользователя. Чем он пользуется? Социальными сетями, YouTube, пятью-шестью информационными лентами и, пожалуй, еще одним-тремя сайтами по интересам. И возьмем корпоративного клиента, который пользуется финансово-учетной или еще какой-нибудь системой с определенной спецификой, которая уже написана. Возьмем НИОКР - на него на рынке IT ежегодно тратится около $1 трлн в мире, представляете, сколько всяких открытий делается ежедневно таким образом. И возьмем Силиконовую долину: если вам на коммерческую реализацию идеи понадобится более 45 дней, то заниматься этой технологией уже бессмысленно. Представляете, какая скорость работы должна быть.
- То есть придумать велосипед уже не получится?
Велосипед придумать не получится, и это факт. Но между тем мы сейчас вынашиваем идею краудсорсинговых проектов. Если XIX век был связан с инсорсингом, когда все компании пытались сделать что-то у себя внутри, XX век был временем аутсорсинга с глобальным вынесением производств за пределы своей организации, то XXI век – это пора краудсорсинга. Речь идет об использовании коллективного труда, когда за вас решают сами пользователи. Мне кажется, пришло время, когда компании должны научиться слышать пользователя, который как никто лучше знает, что именно ему необходимо. А не придумывать системы, которые, на твой взгляд, должны пользоваться успехом, а на самом деле никому не интересны. Поэтому, я думаю, использование краудсорсинговых методологий позволит нам определять потребности большего количества клиентов и, уже руководствуясь этой информацией, предлагать что-то рынку. Если в соответствии с потребностями будет необходимо, чтобы отечественные разработчики что-то разрабатывали, они должны этим заняться.
- Скажите, а какой проект ставится на рельсы краудсорсинга?
Мы думаем сделать такой проект по VAS услугам (ValuableAddedServices – услуги с добавленной стоимостью. – Прим. авт.) Казахтелекома. Наша команда сейчас готовится к этому проекту, и в ближайшее время пользователи смогут предлагать нам свои идеи по дополнительным услугам.
(Полный текст читайте в свежем номере газеты «Бизнес&Власть»)