Почти за год, с июля 2013-го, за помощью к банковскому омбудсману обратились около 800 граждан, у которых есть сложности с выплатой ипотечных кредитов, сообщает BNews.kz со ссылкой на банковского омбудсмана Ерсерика Сийрбаева.
По словам эксперта, до его назначения на должность полтора года проходил этап становления этой деятельности: уточнялись функции закона, создавались внутренние правила, нарабатывался опыт. Следующий год стал периодом становления данного правового института. За это время из 782 обращений граждан в производстве как «Разногласия» зарегистрированы 96 дел.
Кем является посредник по ипотеке?
Введение института банковского омбудсмана в РК вызвано увеличением количества жалоб в госорганы со стороны населения на нарушение прав по договорам ипотечного займа. С другой стороны, и сами банки заинтересованы в том, чтобы конфликты с заемщиками разрешались в досудебном порядке. В связи с этим в 2011 году в Закон «О банках и банковской деятельности» были внесены изменения, и в республике ввели новый правовой институт — банковский омбудсман. Его задача — содействовать в достижении компромиссного решения сторонами договора ипотеки путем проведения встреч и предоставления рекомендаций.
В чем заключается помощь?
Банковский омбудсман не вправе принимать решения по внесению изменений и/или дополнений в договоры ипотечного займа, в том числе по прекращению (полному либо частичному) обязанностей сторон договора. В компетенцию банковского омбудсмана входит проведение встреч и предоставление банкам рекомендаций по обращениям заемщиков, касающихся изменений условий ипотеки. Его деятельность призвана обеспечить практическую помощь в преодолении разногласий, а также упростить, ускорить процедуру рассмотрения возникших вопросов по ипотеке между банком и заемщиком. Банковский омбудсман обязан сохранять объективность, не отдавать предпочтения какой-либо стороне, предоставлять обеим сторонам условия для выражения своих интересов. По закону банковская тайна может быть раскрыта банковскому омбудсману через обращения, находящиеся у него на рассмотрении. Омбудсман независим в своей деятельности, и какое-либо вмешательство в его деятельность при рассмотрении обращений недопустимо.
Возможные причины отказа
Банковский омбудсман не рассматривает обращения: принятые к рассмотрению судом и (или) по которым имеется решение суда, вступившее в законную силу; если обращающееся лицо не представило письменного доказательства его обращения в банк с целью урегулирования возникшей ситуации в рамках договора ипотечного займа; по договору ипотечного займа, сумма которого превышает 20 тысяч месячных расчетных показателей; поданные индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, участниками долевого участия в финансировании строительства жилого дома. Оговаривается, что к ипотечному займу не относится банковский заем, обеспеченный залогом прав требования по договору о долевом участии в жилищном строительстве, с такими заемщиками омбудсман не работает.
Офис банковского омбудсмана находится в Алматы, на ул. Кунаева, 98, кв. 10, уг. ул. Богенбай батыра (тел.: 291-11-26, 291-13-12). Его услуги для населения бесплатные.
Источник: krisha.kz