20 апреля 2015 года в Казахстане запустили госпрограмму льготного автокредитования, направленную на стимулирование продаж новых автомобилей отечественной сборки. По данным, которые предоставил БРК, мы подводим первые итоги её деятельности, сообщает kolesa.kz.
Впервые о том, что отечественным автосборочным предприятиям помогут посредством доступных автокредитов, власти заговорили в феврале 2015 года. Сумма субсидий составила 20 млрд тенге: 15 млн для легкового транспорта, 5 млн для коммерческого в лизинг. Эти средства через банки второго уровня Банк Развития Казахстана выделил по револьверной системе — за счёт возврата деньги идут вновь для кредитования новых лиц. Максимальная стоимость легковой машины не должна была превышать 5.6 млн тенге. 6 мая 2015-го первые заёмщики получили свои автомобили.
Бум программы пришёлся на май, июнь и июль 2015 года, а в Алматы даже наблюдался ажиотаж, когда буквально через несколько дней после старта в некоторых банках закрылся приём по льготке. По первым оценкам 15 млрд хватило бы примерно на покупку 6.5 тысячи автомобилей и за 2–3 месяца работы госпрограммы деньги бы закончились. Но получилось несколько иначе. За первый месяц БРК согласовал лишь 2.7 тысячи заявок на покупку автомобилей на сумму более 8.4 млрд тенге, а фактически выданных займов оказалось всего 686 (2.217 млрд тенге).
Количество согласованных заявок в июне уменьшилось на 68 % (1 052), тогда как июль отметился огромным количеством отказов потенциальных покупателей от ранее поданных запросов. Фактически за три полных месяца банки выдали займы 2 943 автомобилистам. Это немало — 55 % всех льготных кредитов за год, правда, версия о том, что кредиты закончатся через 2–3 месяца, уже не подтвердилась. В целом старт программы дал надежду отечественным производителям на выход из начавшегося кризиса.
Однако следующие два месяца, а именно август и сентябрь, стали самыми вялыми в плане одобрения заявок. Первый отметился всего 82, а во второй БРК одобрил лишь 92 запроса. Аналогичная ситуация наблюдалась и с фактически выданными кредитами (289 и 127 соответственно). Эту ситуацию можно и, наверное, нужно связать с изменением курса тенге по отношению к доллару, когда цены на машины резко поползли вверх. В октябре желающих купить машину в кредит немного прибавилось (148), как, впрочем, и в ноябре (184), но это всё равно не те цифры, на которые надеялись наши заводы.
Перед началом зимы, в ноябре, сумма фактически выданных займов приближалась к 13 млрд тенге, а их количество перевалило за 3.8 тысячи. Чтобы продолжить выдавать кредиты, в программу было решено добавить ещё 10 млрд тенге.
После второго транша увеличилась и максимальная стоимость машин: из-за рыночной ситуации её подняли с 5.6 до 9 млн тенге. Хотя справедливости ради стоит признать, что список авто за эти деньги практически не изменился. Автолюбителей сообщение о дополнительных 10 млрд тенге несильно-то и заинтересовало (не сравнить с апрелем и маем), однако всплеск числа желающих приобрести новенькую машину отечественной сборки всё-таки был. Так, в январе и феврале количество заявок выросло до 605 и 507 соответственно, тогда как в декабре их было 235.
Последним месяцем, по которому на данный момент есть информация, стал март. В первый день весны БРК согласовал 445 заявок. Что касается фактически выданных займов, то их количество составило 645.
Всего за почти истёкший год БРК через банки второго уровня выдал 5 359 кредитов на сумму около 18 млрд тенге, подтвердив при этом почти 6 000 заявок. Насколько успешной можно считать программу? Скажем так: отечественным автопроизводителям без неё было бы худо — в 2015 году благодаря льготным кредитам продано 4 096 машин местной сборки (почти 25 % от всего объёма продаж машин с табличкой «Сделано в Казахстане»), а за первые три месяца 2016 года этот показатель достиг уже 61 %, или 1 263 автомобиля.
Источник: kolesa.kz