Рекомендуем
×
Каждый человек, взрослея, думает о том, что его ожидает в будущем. Кому-то мечтается об успешной карьере, а кто-то видит себя в создании семейного очага…  Читать далее

Рыночные рельсы казахстанских вагонов

21 сентября 2012/ Рынки » Телеком/ Автор Ассоль Мирманова

Рынок грузовых перевозок всегда был стратегическим пунктом в планах развития экономики нашей страны. Расширяющееся взаимодействие на международном уровне и интеграция Казахстана в экономические союзы требуют адекватного подхода к будущему транспортной инфраструктуры. В связи с этим роль железнодорожной транспортировки в системе грузоперевозок очевидна – проблемы этой отрасли приводят к затягиванию развития иных направлений экономики.

Сегодня железнодорожные перевозки составляют порядка 86% от общего объема грузоперевозок. Самым крупным игроком на транспортном рынке Казахстана является дочерняя компания АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) — АО «Қазтеміртранс» (ҚТТ), обеспечивающая своими вагонами более половины грузоперевозок железнодорожным транспортомпо территории республики.

ҚТТ был создан в 2003 году, приняв на баланс грузовой подвижной состав в количестве 64 тыс. единиц вагонов со степенью износа более 73%. Несмотря на это, управление вагонным парком фактически осуществлялось КТЖ. АО «ҚТТ» выполняло функции по ремонту вагонов, плюс часть не задействованных материнской компанией вагонов, это примерно 5% от инвентарного парка, Қазтеміртранс передавал по договору аренды сторонним организациям. Все тарифы при этом в обязательном порядке согласовывались с регулирующим органом (АРЕМ).

Вагончик тронется – страна останется

Наш ближайший и важнейший партнер — Россия — перевела свои грузоперевозки на рыночные рельсы, создав в 2007 г. Первую грузовую компанию (ПГК), а в 2010-м — Вторую грузовую компанию (ВГК). В 2011 г. железнодорожная администрация Украины также осуществила аналогичную процедуру. В результате кардинально изменилась структура парка грузовых вагонов стран СНГ и Балтии — на сегодняшний день из порядка 1 млн 200 тыс. грузовых вагонов, зарегистрированных в странах СНГ и Балтии, примерно 900 тыс. вагонов являются частными. В Казахстане мероприятия по развитию конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок начались в 2000-х годах, найдя отражение в отраслевой программе, утвержденной Постановлением Правительства РК от 30 сентября 2010 г. № 1006.

Дело в том, что Казахстан, работавший по прежним условиям, становился заложником существовавшего регламента, согласно которому другие железнодорожные администрации использовали казахстанские вагоны по своему усмотрению. Например, казахстанские вагоны, уходящие на экспорт в Россию, обратно сразу не возвращались, после выгрузки они отправлялись транзитом через Казахстан в Среднюю Азию. Там они снова отгружались в направлении России или уже Прибалтики, что приводило к несвоевременному обеспечению отечественных грузоотправителей.

До сих пор железнодорожным администрациям других государств с учетом дефицита инвентарного парка было выгодно эксплуатировать чужой инвентарный парк внутри своей страны, заплатив мизерный штраф за просрочку возврата. Из-за этого срок возврата вагонов затягивался до двух-трех месяцев. Даже сейчас порядка трети вагонного парка КТЖ постоянно находится за пределами Казахстана.

Дружба деньги экономит

В июне 2012 года после расширенного совещания в КТЖ с участием грузоотправителей, экспедиторов, частных операторов вагонов, на котором было объявлено о сроках перевода инвентарного парка в приватный, началась активная передача грузовых вагонов в собственность АО «Қазтеміртранс».  На сегодняшний день в приватный парк ҚТТ переведено более 9 тыс. вагонов, еще порядка 23 тыс. планируется перевести до конца текущего года. Самостоятельно оперируемый парк ҚТТ работает на конкурентных условиях, придерживаясь уровня существующих тарифов частных казахстанских операторов.

За относительно небольшой промежуток времени АО «ҚТТ» удалось наладить тесное сотрудничество со многими компаниями. Сегодня Қазтеміртранс оказывает услуги по оперированию таким компаниям, как «Майкубен-Вест», «Богатырь Комир», «Ангренсор», «Корпорация «Казахмыс», «Казцинк», «АрселорМиттал Темиртау», мукомольным предприятиям Костанайской, Акмолинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей. Клиентами компании также являются предприятия строительной сферы: Бухтарминская цементная и Жамбылская производственная цементная компании, «Ардагер-Неруд», «Кайсарбилд», «Злата-Неруд», предприятия пищевой промышленности, базирующиеся в Алматинской и Актюбинской областях, зерноперерабатывающие предприятия, такие как «АПК-Инвест», «Иволга-Холдинг», «Ак-коль», «Трансавто», «Казахрапс», «ЛогосТрейд» и прочие. В процессе работы, безусловно, возникают спорные моменты, но в итоге партнеры всегда находят компромисс и стремятся к тому, чтобы заключаемые договоры были взаимовыгодными.

Кроме того, в целях повышения производительности работы вагонов и оптимизации транспортных расходов грузоотправителей ҚТТ помогает предпринимателям скооперироваться и сэкономить на грузовых поставках. Одним из примеров этого является организация логистики для мукомольных предприятий Северо-Казахстанской области, которые отправляют муку на юг для Алматинской макаронной фабрики «Султан». Макаронная фабрика, в свою очередь, готовую продукцию этими же вагонами возвращает на север страны. Подобное успешное сотрудничество способствует оптимизации всего процесса транспортировки.

Вагоны будут «молодеть»

Работа по разъяснению принципов работы, тарифных условий, договорных отношений и т.п. проводилась ҚТТ и КТЖ с начала года в тесном сотрудничестве с Казахстанской ассоциацией перевозчиков и операторов (КазАПО), Ассоциацией независимых экспедиторов Казахстана (АНЭК), частными операторами и другими участниками рынка. Практически все пожелания и замечания были приняты в работу и нашли свое отражение в изменении ряда рабочих документов.

Тот факт, что государственная компания прислушивается к мнению клиентов и партнеров, подтверждает намерения перевода экономики этой компании на рыночные рельсы. Но переходный период всегда и везде является одним из самых тяжелых, вызывая недопонимание на местах.

Между тем коммерческая основа операторской деятельности Қазтеміртранс позволит компании приобрести 32 тыс. вагонов до конца 2020 года. Уже сейчас благодаря приобретению новых и капитальному ремонту имеющихся вагонов изношенность парка уменьшена до 61% по сравнению с 2008 годом, когда изношенность грузовых вагонов составляла более 72%. Цель КТТ — снизить уровень износа парка к 2020 году до 30%.

Как это работает

В  Қазтеміртранс мы уточнили процедуру заключения договоров с клиентами. Как оказалось, компания предоставляет грузовые вагоны для организации перевозок на основе двух договоров: договора транспортной экспедиции или договора оказания услуг оператором вагонов. Для начала клиент направляет заявку в адрес АО «Қазтеміртранс» для расчета ставок с указанием рода перевозимого груза, станции погрузки и выгрузки.

При заключении договора на оказание услуг оператором вагонов клиенту предоставляются вагоны для обеспечения перевозок грузов на экспорт и по Казахстану. В этом случае клиент оплачивает вознаграждение оператора за пользование вагонами на расчетный счет АО «Қазтеміртранс», а провозные платежи за перевозку грузов — самостоятельно в технологический центр по обработке перевозных документов (ТЕХПД).

При желании провозные платежи можно оплатить напрямую через АО «Қазтеміртранс». При выборе этого варианта заключается договор транспортной экспедиции. В этом случае наряду с предоставлением вагонов для перевозки грузов Қазтеміртранс проводит перечисление денег за перевозку (провозные платежи) на лицевой счет АО «НК «КТЖ». При этом АО «ҚТТ» направляет на станции отправления и назначения телеграммы, подтверждающие оплату перевозок грузов по территории РК, а также выдает инструкцию по заполнению железнодорожной накладной. После заключения договора и согласования ставок вознаграждения оператора клиент направляет в АО «Қазтеміртранс» заявку на выделение необходимого количества вагонов. При этом возврат вагонов производится на первоначальную станцию погрузки с оформлением полного пакета перевозочных документов.

После подтверждения АО «Қазтеміртранс» выделения вагонов клиент направляет в КТЖ заявку на выделение плана перевозок грузов по форме ГУ-12 с указанием собственника вагонов Ю-2, с конкретными датами погрузки и количеством вагонов. На основании указанной заявки АО «Қазтеміртранс» выписывает  счет на предоплату и после подтверждения оплаты осуществляет отправку вагонов на станцию, указанную клиентом, с направлением инструктивной телеграммы.  По всем дополнительным вопросам, связанным с заключением договоров, звоните по телефонам в Астане: 930-429, 930-430, 930-432;  относительно расчета ставок на перевозку грузов: 930-438, 930-370, 930-442. Кроме этого, контактные данные всех отделов имеются на сайте www.kazcargo.kz в разделе «Услуги».

Ассоль Мирманова

P.S. Редакция выражает благодарность АО «Қазтеміртранс» за предоставленную информацию.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн