Рынок грузовых перевозок всегда был стратегическим пунктом в планах развития экономики нашей страны. Расширяющееся взаимодействие на международном уровне и интеграция Казахстана в экономические союзы требуют адекватного подхода к будущему транспортной инфраструктуры. В связи с этим роль железнодорожной транспортировки в системе грузоперевозок очевидна: проблемы этой отрасли приводят к затягиванию развития иных направлений экономики.
Сегодня железнодорожные перевозки составляют порядка 86% от общего объема грузоперевозок. Самым крупным игроком на транспортном рынке Казахстана является дочерняя компания АО «НК «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) – АО «Қазтеміртранс» (ҚТТ), обеспечивающее своими вагонами более половины грузоперевозок железнодорожным транспортом по территории республики.
ҚТТ был создан в 2003 году, приняв на баланс грузовой подвижной состав в количестве 64 тысяч единиц вагонов со степенью износа более 73 процентов. Несмотря на это, управление вагонным парком фактически осуществлялось КТЖ. АО «ҚТТ» выполняло функции по ремонту вагонов, плюс часть не задействованных материнской компанией вагонов, это примерно 5% от инвентарного парка, Қазтеміртранс передавал по договору аренды сторонним организациям. Все тарифы при этом в обязательном порядке согласовывались с регулирующим органом (АРЕМ).
Вагончик тронется – страна останется
Наш ближайший и важнейший партнер – Россия – перевела свои грузоперевозки на рыночные рельсы, создав в 2007 году «Первую грузовую компанию» (ПГК), а в 2010-м – «Вторую грузовую компанию» (ВГК). В 2011 году железнодорожная администрация Украины также осуществила аналогичную процедуру. В результате кардинально изменилась структура парка грузовых вагонов стран СНГ и Балтии – на сегодняшний день из порядка 1 млн 200 тыс. грузовых вагонов, зарегистрированных в странах СНГ и Балтии, примерно 900 тыс. вагонов являются частными. В Казахстане мероприятия по развитию конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок начались в двухтысячных годах и нашли отражение в отраслевой программе, утвержденной постановлением правительства РК №1006 от 30 сентября 2010 года.
Дело в том, что Казахстан, работавший по прежним условиям, становился заложником существовавшего регламента, согласно которому другие железнодорожные администрации использовали казахстанские вагоны по своему усмотрению. Например, казахстанские вагоны, уходящие с экспортом в Россию, обратно сразу не возвращались, после выгрузки они отправлялись транзитом через Казахстан в Среднюю Азию. Там они снова отгружались в направлении России или уже Прибалтики, что приводило к несвоевременному обеспечению отечественных грузоотправителей.
До сих пор железнодорожным администрациям других государств с учетом дефицита инвентарного парка было выгодно эксплуатировать чужой инвентарный парк внутри своей страны, заплатив мизерный штраф за просрочку возврата. Из-за этого срок возврата вагонов затягивался до двух-трех месяцев. Даже сейчас порядка трети вагонного парка КТЖ постоянно находится за пределами Казахстана.
Дружба деньги экономит
В июне 2012 года после расширенного совещания в КТЖ с участием грузоотправителей, экспедиторов, частных операторов вагонов, на котором было объявлено о сроках перевода инвентарного парка в приватный, началась активная передача грузовых вагонов в собственность АО «Қазтеміртранс». На сегодняшний день в приватный парк ҚТТ переведено более 14 тысяч вагонов, еще порядка 18 тысяч планируется перевести до конца текущего года. Самостоятельно оперируемый парк ҚТТ работает на конкурентных условиях, придерживаясь уровня существующих тарифов частных казахстанских операторов.
За относительно небольшой промежуток времени АО «ҚТТ» удалось наладить тесное сотрудничество со многими компаниями. Сегодня Қазтеміртранс оказывает услуги по оперированию таким компаниям, как «Майкубен-Вест», «Богатырь Комир», «Ангренсор», корпорация «Казахмыс», «Казцинк», «АрселорМиттал Темиртау», мукомольным предприятиям Костанайской, Акмолинской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей. Клиентами компании также являются предприятия строительной сферы: Бухтарминская цементная и Жамбылская производственная цементная компании, «Ардагер-Неруд», «Кайсарбилд», «Злата-неруд», предприятия пищевой промышленности, базирующиеся в Алматинской и Актюбинской областях, зерноперерабатывающие предприятия, такие как «АПК-Инвест», «Иволга-Холдинг», «Акколь», «Трансавто», «Казахрапс», «ЛогосТрейд» и прочие. В процессе работы, безусловно, возникают спорные моменты, но в итоге партнеры всегда находят компромисс и стремятся к тому, чтобы заключаемые договоры были взаимовыгодными.
Кроме того, в целях повышения производительности работы вагонов и оптимизации транспортных расходов грузоотправителей ҚТТ помогает предпринимателям скооперироваться и сэкономить на грузовых поставках. Одним из примеров этого является организация логистики для мукомольных предприятий Северо-Казахстанской области, которые отправляют муку на юг для алматинской макаронной фабрики «Султан». Макаронная фабрика, в свою очередь, готовую продукцию этими же вагонами возвращает на север страны. Подобное успешное сотрудничество способствует оптимизации всего процесса транспортировки.
Вагоны будут «молодеть»
Работа по разъяснению принципов работы, тарифных условий, договорных отношений и т.п. проводилась ҚТТ и КТЖ с начала года в тесном сотрудничестве с Казахстанской ассоциацией перевозчиков и операторов (КазАПО), Ассоциацией независимых экспедиторов Казахстана (АНЭК), частными операторами и другими участниками рынка. Практически все пожелания и замечания были приняты в работу и нашли свое отражение в изменении ряда рабочих документов.
Факт того, что государственная компания прислушивается к мнению клиентов и партнеров, подтверждает намерения перевода экономики этой компании на рыночные рельсы. Но переходный период всегда и везде является одним из самых тяжелых, вызывая недопонимание на местах.
Между тем коммерческая основа операторской деятельности Қазтеміртранс позволит компании приобрести 32 тыс. вагонов до конца 2020 года. Уже сейчас благодаря приобретению новых и капитальному ремонту имеющихся вагонов изношенность парка уменьшена до 61% по сравнению с 2008 годом, когда изношенность грузовых вагонов составляла более 72%. Цель КТТ – снизить уровень износа парка к 2020 году до 30%.
Как это работает
В Қазтеміртранс мы уточнили процедуру заключения договоров с клиентами. Как оказалось, компания предоставляет грузовые вагоны для организации перевозок на основе двух договоров: договора транспортной экспедиции или договора оказания услуг оператором вагонов.
Для начала клиент направляет заявку в адрес АО «Қазтеміртранс» для расчета ставок с указанием рода перевозимого груза, станции погрузки и выгрузки.
При заключении договора на оказание услуг оператором вагонов клиенту предоставляются вагоны для обеспечения перевозок грузов на экспорт и по Казахстану. В этом случае клиент оплачивает вознаграждение оператора за пользование вагонами на расчетный счет АО «Қазтеміртранс», а провозные платежи за перевозку грузов – самостоятельно в технологический центр по обработке перевозных документов (ТЕХПД).
При желании провозные платежи можно оплатить напрямую через АО «Қазтеміртранс». При выборе этого варианта заключается договор транспортной экспедиции. В этом случае наряду с предоставлением вагонов для перевозки грузов Қазтеміртранс проводит перечисление денег за перевозку (провозные платежи) на лицевой счет АО «НК «КТЖ». При этом АО «ҚТТ» направляет на станции отправления и назначения телеграммы, подтверждающие оплату перевозок грузов по территории РК, а также выдает инструкцию по заполнению железнодорожной накладной. После заключения договора и согласования ставок вознаграждения оператора клиент направляет в АО «Қазтеміртранс» заявку на выделение необходимого количества вагонов. При этом возврат вагонов производится на первоначальную станцию погрузки с оформлением полного пакета перевозочных документов.
После подтверждения АО «Қазтеміртранс» выделения вагонов клиент направляет в КТЖ заявку на выделение плана перевозок грузов по форме ГУ-12 с указанием собственника вагонов Ю-2, с конкретными датами погрузки и количеством вагонов. На основании указанной заявки АО «Қазтеміртранс» выписывает счет на предоплату и после подтверждения оплаты осуществляет отправку вагонов на станцию, указанную клиентом, с направлением инструктивной телеграммы.
Отношение к изменению системного подхода может быть разным. Тем не менее практический опыт сотрудничества бизнес-структур в новых условиях вызывает больший интерес, нежели обычная критичная теория о том, как могло быть, будь все иначе. Поэтому редакция РБК обратилась к участникам рынка разного уровня для того, чтобы оценить степень удовлетворенности новой системой взаимоотношений.
Транспортная компания «Технотранс»,
город Москва (Россия):
То, что сегодня происходит в Казахстане с вагонным парком, – нормальная ситуация, так поступили практически все ключевые железнодорожные администрации. Если вспомнить, как переводился парк «Российских железных дорог» под управление «Первой грузовой компании», то это было намного болезненнее, когда «одной кнопкой» перевели больше ста тысяч вагонов за одну неделю в частный парк. Тогда были огромные проблемы 7-8 месяцев. Хорошо, что КТЖ проводит реформу постепенно, с разъяснениями. Большое пожелание – поскорее пережить этот процесс и подумать о маршрутных отправках на дальнее расстояние.
ТОО «Корпорация «АПК-Инвест»
(Казахстан), А. Тлеубаев:
Мы уже работаем с компанией Қазтеміртранс.
В настоящее время нас интересует вопрос маршрутизации зерноперевозок, и мы нашли должное понимание и готовность к сотрудничеству в полном объеме, работа идет достаточно оперативно. Кроме этого, программа приобретения новых вагонов, в том числе улучшенных зерновозов, как нельзя лучше вписывается в наши планы.
АО «НК «Продкорпорация»
(Казахстан):
Несмотря на то что правила перевозок меняются, свои обязательства по перевозкам Қазтеміртранс выполняет. Нам до 15 ноября нужно перевезти порядка 150 тысяч тонн зерна, надеемся, что сроки будут выдержаны. В следующем году также планируем работать с КТТ. Надеемся, что компания благополучно переживет переходный период, отрегулирует тарифную политику и найдет взаимопонимание со всеми участниками рынка.