Каждый день жители нашего города теряют драгоценное время по пути на работу и домой. Казалось бы, расширяются улицы и открываются станции метро, но ситуация на дорогах остается неизменной. Как бороться с насущной проблемой и кто ответственен за ее разрешение?
«Главная проблема Алматы в том, что никто не задумывается, каким будет город через 10-15 лет. Так же обстояли дела 10-15 лет назад. У властей города есть план строительства новых развязок. Но для чего они нужны? Чтобы проехало как можно больше автомобилей. Задача сформулирована неверно изначально! Надо перемещать не автомобили, а людей. Утром всем надо добраться до работы, вечером — вернуться домой. По большому счету людям в других странах не так важно, на каком транспорте они доберутся до работы. Главное — быть там в нужное время. У алматинцев, к сожалению, другие приоритеты и, самое главное, нет альтернативы. Очень многие хотят приехать на работу исключительно за рулем, другие вынуждены так добираться. Сейчас мы пытаемся помочь акимату сформулировать другое видение — куда должен двигаться город. Я больше 30 лет занимаюсь вопросами транспорта. И я не видел ни одного города, в котором с помощью новых развязок и дорог решили бы все проблемы», — отмечает голландский специалист по вопросам транспорта Гвидо Брюггеман.
По мнению Брюггемана, алматинцам завидует каждый иностранец, но каждый также недоумевает, почему же город настолько перегружен. Стоит вспомнить душные маленькие улочки европейских мегаполисов, чтобы понять причину зависти, но даже там люди не сталкиваются с проблемой столь масштабных пробок. Всплывает вопрос: что не так с Алматы? Во-первых, как уже было сказано, отношение к общественному транспорту пренебрежительное настолько, насколько это возможно, а власти города изначально выбрали не тот путь. Во-вторых, из года в год наш город показывает свою неподготовленность к погоде. Выпадает снег — дороги сужаются на несколько полос, еще одну занимают припаркованные автомобили; проливается дождь — по улицам текут реки, ограничивая движение транспорта. Однако никто сейчас не готов отказаться от парковочного места, не говоря уже про автомобиль, пока акимат всерьез не возьмется за общественный транспорт.
Гвидо Брюггеман предлагает определенный комплекс решений проблемы на дорогах города, к которому определенно стоит прислушаться. Во-первых, это организация полноценного наземного и подземного скоростного транспорта, отведение отдельной полосы для автобусов. Во-вторых, стоит организовать систему паркингов вдали от главных улиц. И конечно же, постепенно разгружать деловые кварталы, перенося рабочие места в другие части города. Иначе скоро сами пауки, соткавшие эти нити, застрянут в своей паутине беспомощным коконом.