По сообщению Bankir.ru.
Тема открытых платформ все чаще поднимается в банковском сообществе наряду с темой удаленной идентификации. Так что же для банка открытые платформы — возможность воспринимать финтехстартапы как партнеров, а не как конкурентов, или возможность упростить взаимодействие с другими игроками на рынке? Или и то и другое одновременно?
Начнем чуть издалека — с удаленной идентификации. Напомним, что после прохождения клиентом банка первичной идентификации станет возможно подтверждать его личность удаленно (паролем и биометрией) без дальнейшего визита в банки вне зависимости от того, где именно была проведена первичная идентификация.
Это означает упрощение подключения, онбординга клиентов к информационным системам банков. Следовательно, рынок в целом ожидает увеличение количества новых продуктов, основанных на IT-решениях.
Тут кроется первый подводный камень, избежать которого позволят открытые платформы. Как бы хороши ни были собственные банковские инхаус-команды разработки, насколько хорошо бы они ни знали предметную область, они все равно ограничены и в численности, и в бюджете разработки. В это же время рынок заполнен большим количеством независимых разработчиков, которые готовы создавать продукты на открытой платформе банка из своего бюджета, обеспечивая банку комиссию либо абонентскую плату за использование API его платформ. Их просто больше, чем собственных разработчиков банка, и за счет этого они способны обеспечить разработку большего количества продуктов.
Напоминаем, что Банкир.Ру 12 апреля организовывает второй форум «Блокчейн и открытые платформы: API, XBRL, экосистемы».
Второй подводный камень, от которого открытые платформы спасают,— необходимость создания новых продуктов для взаимодействия с другими игроками рынка. И речь тут не только и не столько о маркетплейсах, сколько о новых ролях игроков, которые появятся при первом же запуске открытых платформ.
В качестве примера приведем PSD2, расширенную Европейскую платежную директиву, которая называет как старые роли игроков (кредитные и платежные институты), так и новые — провайдеры платежных сервисов третьей стороны, а также провайдеры счетов, информации о счетах и сервисов инициации платежа. Все новые активности появляются благодаря введению открытых платформ и позволяют финансовым институтам, занимающим эти ниши рынка, получать комиссионный доход, предоставляя доступ к продуктам других банков, — и наоборот, банкам, открывшим свои API для рынка, партнерство со сторонними игроками позволит нарастить продажи и увеличить клиентскую базу.
Открытые платформы банков позволяют разрабатывать составные продукты, включающие в себя как решения финтехстартапов, так и продукты сторонних банков, операторов связи и любых других партнеров — от FMCG-сетей до авиакомпаний, от федерального уровня и до магазинчика на углу. Фактически открытые платформы — это своего рода новый взгляд на доктрину «длинных хвостов», когда прибыль получается не за счет одного-двух крупных продуктов, а за счет почти бесконечного количества мелких, общая клиентская база которых превосходит таковую для крупных.
И все это становится возможным из-за снижения затрат на разработку и сопровождение таких мелких продуктов (а фактически — из-за переноса этих затрат на сторону партнера) благодаря внедрению открытых платформ и раскрытию доступа к информационным, платежным и прочим API банка.
Источник: Bankir.ru