Взаимоотношения шефа с подчиненными в большинстве случаев сложные. Но есть определенная тактика установления дружеской связи с сотрудниками для более эффективной работы и доверительных отношений.
Вы почувствовали бы себя неловко, разговаривая со своим начальником в пижаме? Как насчет того, чтобы совместно с директором почистить зубы или сварганить завтрак? В Японии это давно уже не вызывает удивления, а хорошо используемый способ сближения с работниками.
Проводить ночи с боссом – тот уровень близости, которого большинство людей предпочли бы избежать. Но исполнительный директор и основатель Whole Foods MarketДжон Маккей не обращает внимания на офисные ограничения и желает проводить больше времени с сотрудниками в неформальной обстановке. Он считает, что это лучший путь построить доверительные отношения.
«Я знаю, это звучит дико, но, по-моему, в совместных ночевках и приготовлении завтрака или обеда что-то есть. Это очень сплачивает», – считает Маккей.
Такой личный уровень взаимодействия с начальником, говорит он, уберегает персонал от разделения личной и профессиональной жизни. Это значит, что сотрудники могут общаться на более глубоком уровне.
Его подход подчеркивает важность эмоциональной вовлеченности руководства и корпоративную культуру, которая позволяет работникам процветать.
Недавнее исследование вовлеченности сотрудников, которое подготовил Гэллап, обнаружило тревожную тенденцию: 70% американцев ненавидят свою работу или полностью безразличны.
Сразу после основания фирмы органических продуктов в 1980 году всего с одним магазином и 18 сотрудниками Маккей задался целью изменить все. Сейчас в компании 80 тысяч сотрудников и 373 магазина в США, Канаде и Соединенном Королевстве, но его основной целью остается внушить подчиненным осознание ценности их работы, которая означает нечто большее, чем просто зарплата.
«Если вы хотите создать хорошую атмосферу в компании, тогда сделайте так, чтобы работа сотрудников стала ценной, и покажите им, что это действительно важно», – советует он.
Диктатура персонала
В 2013 финансовом году Whole Foods отчитался о лучших продажах за свою 35-летнюю историю. В течение 52 недель до 29 сентября объем продаж рос на 12% и достиг $12,9 млрд. При этом чистая прибыль увеличилась на 18%, до $550 млн. 17 лет подряд компания попадает в рейтинг американского журнала Fortune «100 лучших компаний-работодателей».
Место наверху
Сотрудники любят эту компанию среди прочего за дух обоюдного согласия, который царит в ней. Даже высшую должность Маккей делит с руководителем, они возглавляют фирму совместно.
Вальтер Роб и Джон Маккей говорят, что разделение роли исполнительного директора работает гораздо лучше, чем традиционная корпоративная иерархия с солирующим боссом.
Этот подход распространяется на всю фирму, где отдельные магазины могут контролировать бюджет, а персоналу доверено принимать решения.
Он признает, что этот подход может создавать хаос и приводить к неэффективности, потерям времени на дублирование уже работающих идей. Но, с другой стороны, его неоспоримая ценность в том, что персонал работает гораздо более динамично и всегда занят.
В отношении зарплат проводится принцип уравнивания. Вся команда руководителей, включая одного из партнеров, получает одинаковую зарплату. При этом она не может более чем в 19 раз превышать стандартную среднюю зарплату сотрудника, работающего на полную ставку.
Все заканчивается собраниями, которые в компании называют «воздающими по заслугам». На них сотрудников благодарят за вклад в развитие фирмы. Эту простую идею Маккей называет огромным революционным вкладом в улучшение отношений в коллективе.