Последний вечер июля в Казахстане заканчивался под большим знаком вопроса. Слухи о возможной девальвации 1 августа распространялись по сарафанному радио быстрее звука.
Оптимизма не прибавили и разговоры об ограничении торговли ГСМ на автозаправках.
Объективной картины в условиях, признаем честно, почти панических, разглядеть трудно. По сложившейся традиции население обратилось к самому большому справочнику современности - социальным сетям. Однако именно там и поднялась настоящая истерия. Мониторинг официальных аккаунтов не приносил никаких ощутимых плодов, за исключением одного мнения. Исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана и Советник председателя Национального банка РК Олжас Худайбергенов написал в своем аккаунте в Фейсбуке поздно вечером, после 23.00 31 июля:
«Завтра не будет никакой девальвации, не будет часа Х и т.д. Завтра Нацбанк выступит с официальным заявлением, а потом будет разбор полетов! Запомните всех, кто стращал девальвацией - надеюсь, у них хватит достоинства не играть больше на страхах людей!»
Данные Казахстанской фондовой биржи также ничего плохого не предвещали: на утренней сессии 31 июля тенге укрепился на 25 тиын. Однако в новостях промелькнула информация из Астаны: горожане занимают очереди у обменных пунктов и пытаются обменять скопленные тенге на хоть какую-нибудь валюту, от традиционных долларов и евро вплоть до юаней. На вопросы журналистов о том, зачем они это делают, простые казахстанцы отвечают: "На всякий случай".
Это опасение вполне понятно. Всего лишь несколько месяцев назад, в феврале нынешнего года в Казахстане неожиданно для населения произошла девальвация национальной валюты, в результате которой новый курс тенге по отношению к доллару вырос со 143 тенге до 185 тенге. И вот сегодня, поддавшись слухам, большинство обменников Астаны и Алматы к вечеру закрылись, повесив таблички: "Долларов нет". Подобная ситуация была замечена и в других городах Казахстана.
Портал Profinance.kz обратился к доктору экономических наук Магбату Спанову и попросил его поделиться своим видением текущей ситуации.
- Магбат Уарысбекович, как Вы считаете, стоит ли опасаться новой волны девальвации в Казахстане в ближайшее время?
- Вы знаете, я уже говорил по этому поводу, что не ожидаю девальвации, если только не случится форс-мажора.
- Тогда почему возникли подобные слухи и какое основание они имеют под собой?
- Я выделяю несколько факторов. Во-первых, это слабость казахстанской экономики. Во-вторых, недоверие населения к финансовым институтам страны. В-третьих, возможны колебания на нефтяном рынке. Это и есть главные причины, по которым у людей могут возникать подобные опасения.
- Значит Вы считаете, что несмотря на имеющиеся слабости в казахстанской экономики, курс тенге останется на том же уровне?
- В том случае, если правительство решит проводить девальвацию, это может привести к определённым социальным конфликтам. В 2016 году Казахстан ожидают президентские выборы и в преддверии них ухудшить социально-экономическое положение населения – это значит совершить политическое самоубийство. Поэтому я сомневаюсь в том, что новая волна девальвации случится в ближайшие два года. К тому же у государства есть необходимые резервы, чтобы держать ситуацию под контролем.
Сейчас пришло время, наоборот, делиться с населением накопленными богатствами за годы независимости, в результате добычи и продажи природных ресурсов. Правительство должно работать не на повышение ВВП и снижение инфяции, а на улучшение качества жизни населения. Это и есть главные вопросы экономики.
- А если представить теоритически, что новая девальвация всё-таки случилась бы, какие последствия она бы произвела?
- Если бы девальвация случилась, конечно, это вызвало бы недовольство у населения. Может быть возникли бы какие-то социальные протесты, но всё же, пока определённый кредит доверия у людей ещё есть, так что, думаю, к казахскому Майдану она бы не привела.
- А если взять во внимание не политический, а экономический аспект?
- Тогда получилось бы, что всё то, что мы строили долгие годы – ничего не стоит.
- В условиях ЕАЭС, как может влиять случившаяся девальвация в одной из стран на других участников Союза?
- Конечно, если такое случится, то она напрямую затронет всех участников. К примеру, девальвация в России плохо отразится на Казахстане, поскольку российские товары подешевеют. При этом, в ЕАЭС наибольший товарооборот у стран с Россией. Но хочется отметить, что в рамках объединения эти вопросы должны согласовываться со всеми сторонами.
- Тогда хочется узнать Ваше мнение, в каком случае устойчивее экономика страны: когда страна сама по себе или состоит в экономическом союзе с другими государствами?
- Я думаю есть свои плюсы и минусы, как в первом, так и во втором случае, но всё-таки, я уверен, что интеграция позволяет странам решать проблемы совместными усилиями, а не в одиночку. Именно с точки зрения политэкономии лучше идти всем вместе.
Павел Атоянц