Закон о предпринимательстве претерпел изменения. Поправки в соответствующие законодательные акты и Предпринимательский кодекс подписал глава государства. При этом среди основных поправок, подписанных главой государства, три главные. Одна из них — борьба с монополиями. Поэтапно отменят ведение Реестра монополистов, то есть теперь компании, прежде чем диктовать условия на рынке, должны обосновать свое доминирующие положение. О том, как повлияют новшества на бизнес, в прямом эфире телеканала «Алматы» рассказали эксперты - экономист, руководитель Центра международных исследований Валихан Тулешов и коммерческий директор алматинской компании «Алпроф» Александр Вернер.
«Я считаю, что это мера частичная и она касается предприятий-монополистов, которые создавались государством в годы экономического роста. Когда цены на нефть упали, наше государство, потеряв изрядные суммы доходов от нефтяного бизнеса, вынуждено было обратить внимание на этих монополистов, структуры которых сильно разрослись и были уже неэффективны. Мы знаем эти добывающие компании, которые входят в состав «Самрук-Казыны», они несут огромные убытки, поэтому государство аккуратно пытается их простимулировать. В прибыльные годы необходимо было стимулировать МСБ, тогда бы в данное время кризис ощущался менее заметно», - сказал Тулешев.
Эксперт программы считает, что именно в годы благополучия в стране, когда цены на нефть достигали своего максимума, нужно было дать возможность МСБ переориентироваться с торговли на производство.
«Но, к сожалению, переток торгового капитала в промышленный так и не состоялся, и мы имеем то, что имеем. Поэтому президент сейчас возобновил внешнеэкономическую активность, для того чтобы привлечь дополнительно иностранные инвестиции. Здесь мы тоже видим некий сигнал о том, что на внутреннем рынке на инвестиции, которые могли идти из МСБ, у нас мало обращают внимание», - пояснил эксперт.
Другой гость программы, коммерческий директор компании «Алпроф» Александр Вернер, считает, что небольшим казахстанским компаниям необходимо в данное время консолидироваться, чтобы противостоять на рынке не только компаниям-монополистам, но и конкурентам извне.
«Наш рынок очень насыщен конкурентами, это Россия, Китай, Беларусь. Мы в данное время сплотились с другими казахстанскими компаниями нашего профиля, отбив зарубежного агрессора из России и Китая. И нам удается поддерживать свои позиции, потому что мы хорошо ориентированы на нашего непосредственного заказчика», - сказал Вернер.
Источник: almaty.tv