Грамотный и лаконичный бизнес-план, который составлен последовательно и правильно, выполняет сразу три важные задачи.
Он изначально определяет для менеджеров общие цели. Кроме того, когда мысли фиксируются на бумаге, есть отличная возможность хорошо поразмышлять и взвесить все преимущества проекта. Можно сказать, что бизнес-план – это своего рода черновик, позволяющий переписать все заново и не потерять при этом своих вложений, если возможны какие-либо осложнения или проблемы в будущем. Такой мысли придерживается и Майк Маккивер, знаменитый автор нашумевшей книги «Как написать бизнес-план». Последняя, третья задача бизнес-плана в том, чтобы привлечь высокопрофессиональных инвесторов, у которых нет времени на долгие объяснения и рассуждения.
Итак, бизнес-план нужно составлять по следующим пунктам.
Лист-титул, содержание
Начать нужно с главного. Следует указать название компании, фирмы, ее юридический адрес, номер (контактный) телефона не только самого предприятия, но и его учредителей. Важно также составить оглавление всего документа. Приемлемый объем бизнес-плана – от 30 до 40 листов, включая необходимые приложения и дополнения.
Введение
Сама суть плана должна быть изложена на двух страницах. Необходимо отметить следующее: чем именно вы планируете заниматься, какую прибыль можете и хотите иметь, почему будущие клиенты захотят оплатить предоставляемые вами услуги или же продукты. Отправляя бизнес-план потенциальным (предполагаемым) инвесторам, укажите размер необходимого капитала. Обязательно уточните, как именно вы хотите его применить, то есть истратить. Чтобы выделить основное, нужно иметь целостное представление о деле. Поэтому введение лучше составлять по завершении бизнес-плана.
Рыночные возможности
В работе объясните, кому именно вы планируете предлагать свои товары или услуги. Уточните, почему эта потребительская группа для вас привлекательна. Ответьте в данном разделе на следующие ключевые вопросы: насколько обширен рынок, каковы темпы его роста, потенциальные возможности и угрозы данного рынка и как вы планируете разрешать проблемные ситуации?
Необходимую для изучения информацию можно найти на специализированных сайтах, через показатели официальной статистики, СМИ, аналитические отчеты. В бизнес-плане следует обязательно указать источники приведенных вами информационных данных.
Обзор рынка
Не стоит быть самоуверенным и быть всецело уверенным в том, что ваше предприятие уникально. Нужно знать своих соперников, как реальных, так и потенциальных. Выясните, кто они, что предлагают на рынке, какой сегмент занимают? Почему будущие покупатели предпочтут именно вашу продукцию, товар, услугу, а не ваших соперников? Каковы перспективы возникновения препятствий при выходе на рынок? Обязательно учитывайте возможных конкурентов, которые располагают похожими возможностями и в дальнейшем могут стать сильными соперниками и конкурентами.
Команда
Помимо хорошей идеи важны также ее отличное исполнение и реализация. Инвесторов зачастую интересует, кто именно входит в состав команды. Не лишним будет приложить резюме всех ваших партнеров, учредителей, руководителей, укажите, каковы их достижения и навыки, прокомментируйте, почему вы отдали свое предпочтение именно этим партнерам.
Бизнес-модель
Данный раздел должен включать подробное и детальное описание всех реальных и возможных источников дохода (услуги, продажа товара), а также размеры издержек компании (аренда помещения, эксплуатационные расходы, фонд на оплату труда). Убедитесь в том, что вы указали все доходы и издержки, которые предвидятся деятельностью вашего предприятия. Можете привести информацию о своих главных поставщиках или же потенциальных покупателях. Этот раздел – план производительной деятельности вашей будущей фирмы, компании.
Финансовые показатели, прогнозирование
Если вы возглавляете действующее предприятие, обязательно приложите все отчеты. Это должны быть показатели не только прибыли, но и убыли, также необходим отчет об общем балансе, движении средств за весь год. По всем трем параметрам следует составить предполагаемый прогноз как минимум на три последующих года. Предоставьте анализ, который отобразит сроки окупаемости стартовых вложений.
Риски
Не стоит ждать неприятностей, чтобы узнать, какими способами и силами справится с ними ваше предприятие. Вы должны проработать все возможные варианты, начиная от самого худшего и заканчивая лучшим. Убедитесь, что у вас достаточно средств для борьбы с бурей любого масштаба.
Источники денежных средств, их применение
Если в ваших планах задействованы деньги инвесторов, то последние захотят четко знать, как именно вы планируете применить предоставленный ими капитал. Данный раздел – ясная картина размеров предполагаемых расходов на старт предприятия: аренда помещения, приобретение оборудования, разработка логотипа будущей фирмы и т. д. Многие предприниматели учитывают не все растраты, которые в реальности необходимы для запуска бизнеса, нового дела. Ваши исследования должны быть полными и всесторонними. Их нужно сделать до того, как обращаться к помощи инвесторов.
Дополнения и приложения
Хорошо разработанный и продуманный бизнес-план только лишь описывает основы будущего предприятия. В самом конце обязательно необходимо приложить сопутствующие документы. Это могут быть статистические обзоры рынка, резюме членов будущей или существующей команды, полные сведения о кредитоспособности, схемы, графики, план продвижения и роста, копии договоров (аренда), свидетельство патента (его регистрация), соглашения о партнерстве и сотрудничестве, документы, подтверждающие регистрацию фирмы.