Несправедливая оценка успеваемости учащегося помимо нравственных страданий влияет на итоговые отметки и, соответственно, возможность дальнейшего доступа к образованию в средних специальных и высших учебных заведениях.
Следовательно, у родителя (учащегося) возникает право на защиту, которая может быть реализована как в административном, так и в судебном порядке.
Административный порядок предполагает возможность обжалования выставленных отметок как самому лицу, принявшему решение, так и вышестоящим лицам – директору школы.
Если некорректно оценена письменная работа, то оспорить ее оценку не составит труда. Если же несправедливо оцениваются устные ответы учащегося, следует предварительно зафиксировать ответ и выданные по нему замечания.
Текущая аттестация обучающегося регулируется только актами образовательного учреждения. В вашем образовательном учреждении должно быть разработано положение о текущей аттестации обучающихся, об оценке их достижений. В документе должны быть сформулированы четкие параметры оценивания успехов учащихся по всем предметам, а также обоснована ситуация неаттестации. Документ доводится до сведения родителей и учащихся.
Выставляя оценку, учитель обычно руководствуется как существующими нормами оценки работ, так и разными педагогическими соображениями. Он может считать необходимым поставить выше оценку человеку, который впервые постарался что-то сделать, и, наоборот, снизить ее поленившемуся отличнику, чтоб стимулировать его работать как следует. Можно спорить, является ли такой подход верным, но он широко распро странен. Поэтому родителю прежде всего стоит постараться спокойно выяснить у учителя, чем он руководствовался при постановкеоценки.
Совет психолога
При обсуждении этого вопроса с учителем изначально стоит исходить из "презумпции невиновности", то есть из соображения, что учитель хочет ребенку добра, просто это добро вы понимаете по-разному. Например, вы уверены, что вашему ребенку мешает учиться недостаточная уверенность в себе, и стараетесь него всячески поддерживать. Учитель же считает, что строгая и четкая рабочая обстановка помогает детям собраться и учит их организованности и добросовестности. Поэтому лучше, если родитель попробует понять, чем руководствовался учитель при принятии этого решения, уточнить требования к работе. Потом можно эти требования уважительно обсудить, а затем стоит попросить у учителя четкую формулировку - что должен сделать мой ребенок, чтобы получить пятерку, в присутствии учителя записать это и договориться с ребенком четко выполнить это хотя бы 1 раз. Если и в этом случае желаемая оценка получена не будет - можно жаловаться по инстанциям.