Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос.
Комментарии эксперта
Действительно, что же делать?
Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь родитель, уверенный в успехе своего ребенка.
Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?
Обратите внимание на следующие два момента:
1) не было ли ссоры с одноклассниками;
2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.
Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы – это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действия и не давайте советов.
Просто посочувствуйте ему:
- А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял, за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже… сдачи дал… и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…
В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.
Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?
Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте – используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас), тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание – залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.
Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит – даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т. е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.
В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились. (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?) Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей.
Татьяна Щербакова, детский психолог