В 2014 году Национальный Банк Казахстана принял 79 ограниченных мер воздействия за нарушения прав потребителей финансовых услуг.
В целом же Национальный Банк ведет работу по защите прав потребителей финансовых услуг, в двух основных направлениях:
1. Взаимодействие с потребителями финансовых услуг
Исходя из поставленной задачи Национальный Банк тесно взаимодействует с потребителями финансовых услуг:
- рассматривая обращения на действия или бездействие финансовых организаций (банки, организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, микрофинансовые организации, прошедшие учетную регистрацию в Национальном Банке, страховые организации, субъекты рынка ценных бумаг, АО «Единый накопительный пенсионный фонд» и другие пенсионные фонды).
В первом полугодии 2014 года на рассмотрение поступило 5 832 обращения граждан и юридических лиц.
- предоставляя потребителям финансовых услуг и услуг микрофинансовых организаций правовую помощь в виде разъяснений и консультаций по вопросам защиты их прав.
В настоящее время усилия Национального Банка сосредоточены на поиске путей решения проблем заемщиков. Данная работа проводится совместно с банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и общественными объединениями.
В феврале 2014 в Национальном Банке создана Рабочая комиссия (далее – Рабочая комиссия).
В рамках деятельности Рабочей комиссии Национальный Банк регулярно проводит встречи с заемщиками и представителями банков (в текущем году проведено более 300 встреч и приемов) для решения вопроса погашения займов, на которых Национальный Банк оказывает правовую помощь заемщикам.
При наличии конструктивного диалога, банки (в случаях, когда заемщики подтверждают возможную минимальную сумму ежемесячного погашения, и/или относятся к социально-уязвимым слоям населения (лицам, имеющим инвалидность, потерявшим кормильца, многодетным семьям и т.д.)) предоставляют льготные условия погашения займов, списывают пеню в 100% размере.
В период с 01.01.2009 года по 01.06.2014 года банками реструктуризировано 1 759 338 займов физических лиц на общую сумму 434,9 млрд. тенге.
В ходе работы участники Рабочей комиссии разработали предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство, отдельные из которых находят отражение в разрабатываемых проектах законов.
В поддержку проблемных заемщиков и для выработки механизмов решения их проблем Национальным Банком проводится регулярная работа с представителями банков, ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана», акимата г.Алматы и банковским омбудсманом.
На текущий момент банкам рекомендовано:
1) создать прозрачные условия реструктуризации для заемщиков;
2) проводить индивидуальную работу (встречи) с каждым проблемным заемщиком;
3) в рамках работы организаций по управлению сомнительными активами (ОУСА) рассмотреть возможность предоставления заемщикам, лишившимся жилья, арендного жилья;
4) определить заемщиков, относящихся к категории социально уязвимых, и разработать для каждой категории отдельные программы реструктуризации;
5) рассмотреть возможность введения моратория на выселение из жилья по судебным решениям.
2. Контроль за деятельностью финансовых организаций и совершенствование норм законодательства.
Национальный Банк ведет активную работу, направленную на выявление нарушений прав потребителей финансовых услуг, услуг микрофинансовых организаций с последующим принятием мер воздействия и санкций к финансовым, микрофинансовым организациям.
Помимо этого Национальный Банк контролирует качество предоставляемых услуг субъектами финансового рынка и микрофинансовыми организациями, и следит за распространяемой ими информацией об услугах.
В вопросах повышения финансовой грамотности потребителей финансовых услуг Национальный Банк проводит комплекс образовательных мероприятий.
В рамках работы по совершенствованию законодательства за более чем десятилетие выработаны принципы и концептуальные подходы в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг. В частности:
- введена обязанность банков раскрывать годовую эффективную ставку вознаграждения в договорах банковского займа/вклада и при распространении информации о величинах вознаграждения по займам и вкладам. Это величина, которая является мерой реальной стоимости займа или депозита;
- введен трехлетний запрет на одностороннее изменение банками фиксированных ставок вознаграждения в договорах банковского займа, заключенных с физическими лицами;
- установлен запрет на внесудебную реализацию банком залогового имущества при наличии соответствующего письменного отказа залогодателя – физического, внесудебную реализацию микрокредитными организациями и кредитными товариществами залогового имущества, являющегося жилищем и (или) земельным участком с расположенным на нем жилищем. Введена обязанность залогодержателя проводить независимую оценку залогового имущества при необходимости его реализации;
- запрещено одностороннее изменение условий договоров банковского займа;
- установлен предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения;
- введен запрет на индексацию платежей с привязкой к любому валютному эквиваленту;
- ограничен размер неустойки за неисполнение обязательств по договорам банковского займа: не более 0,5% от суммы просроченного платежа в день, но не более 10% от суммы выданного займа за каждый год действия договора банковского займа;
- введен запрет на введение новых комиссий в рамках заключенных договоров займа, а также на взыскание штрафа за частичное или полное досрочное погашение займа по истечении одного года с даты выдачи банковского займа.
При этом Национальным Банком ведется постоянная работа по выявлению системных проблем в защите прав потребителей финансовых услуг, изучению инициатив зарубежных регуляторов финансового рынка и совершенствованию норм законодательства.
На сегодняшний день разработана Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания финансовых услуг».
Законопроектом предлагается установить ряд запретов и ограничений для банков, в числе которых:
- установление особого порядка распределения денег при погашении просроченной задолженности по займу;
- установление запрета на взимание комиссий, связанных с выдачей и обслуживанием банковского, микрофинансового займа;
- изменение предельного размера неустойки или иных видов штрафных санкций за досрочное погашение займов в зависимости от срока кредита;
- установление единых временных баз для расчета вознаграждения по займам и т.д.
К вниманию потребителей финансовых услуг!
Для оказания оперативной помощи Национальный Банк организовал работу Общественной приемной, куда каждый потребитель финансовых услуг может обратиться для получения консультаций и разъяснения норм действующего законодательства в банковской, страховой, пенсионной сферах, а также в области рынка ценных бумаг.
Общественная приемная работает ежедневно с 10:00 до 16:00 (перерыв с 13:00 до 14:00) по адресу: г.Алматы, ул. Айтеке би, 67.
Предварительная запись не требуется. Телефон для справок (727) 2 788 085.
Информация подготовлена на основе материалов Национального Банка РК