фото: rus-img2.com
26 ноября 2015 г.   |   5982

В налоговом законодательстве произошли изменения

Департамент государственных доходов по городу Астана сообщает об основных изменениях в налоговом законодательстве:

По вопросам  налогообложения малого и среднего бизнеса на основе  специального налогового режима. Статья 427 НК:  с 1 января 2016 года в доход налогоплательщика при применении СНР для субъектов малого бизнеса   включается также и доход, полученный  за пределами территории РК.

Вводится норма в части необходимости исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу с доходов,  облагаемых у источника выплаты, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, в общеустановленном порядке, то есть с ежемесячной их уплатой и ежеквартальным представлением налоговой отчетности по ним (статьи 427, 438  НК).

С 2017 года Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее – Закон по ВД) устанавливается перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальный предприниматель будет вправе применять специальный налоговый режим на основе патента:

- штукатурные работы;

- столярные и плотницкие работы;

- работы по покрытию полов и облицовке стен;

- малярные и стекольные работы;

- деятельность такси;

- грузовые перевозки автомобильным транспортом;

- управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;

- деятельность в области фотографии;

- переводческое (устное и письменное) дело;

- сдача в имущественный найм (аренду);

- сдача в имущественный найм (аренду) транспортных средств;

- прокат и имущественный найм (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

- прокат видео записей и дисков;

- прокат и имущественный найм (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

- сдача в имущественный найм (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;

- сдача в имущественный найм (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;

- услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;

- услуги в области образования в сфере культуры;

- услуги в области прочего образования;

- вспомогательные образовательные услуги;

- деятельность в области искусства;

- ремонт компьютеров и периферийного оборудования;

- ремонт коммуникационного оборудования;

- ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;

- парикмахерские услуги;

- маникюр и педикюр;

- ветеринарные услуги;

- услуги по обработке земельных участков;

- услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

- услуги носильщиков на рынках,  вокзалах;

- изготовление и ремонт музыкальных инструментов;

- выпас домашних животных.

Кроме того, с 2017 года данным Законом исключается проведение хронометражного обследования в случае представления дополнительного расчета стоимости патента на уменьшение налогов.

Кроме того, с 2018 года  предусмотрено:

1) отмена фиксированного налога (раздел 17 НК), соответственно, отмена постановки плательщиков данного налога на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды деятельности (ст.574 НК);

2) введение нормы по отнесению плательщиков налога на игорный бизнес к плательщикам корпоративного подоходного налога (статья 81 НК);

3) исключение дополнительного платежа плательщиков налога на игорный бизнес (статья 416 НК);

4) запрет на применение СНР для субъектов малого бизнеса при  осуществлении услуг с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров для игр, игровых дорожек, картов, бильярдных столов (статья 428 НК).

Корпоративный подоходный налог (далее – КПН). С 1 января 2016 года  вводится в действие норма статьи 141 Налогового Кодекса, согласно которой в случае, если налогоплательщик занизил сумму авансовых платежей в расчете суммы авансовых платежей по КПН, подлежащей уплате за период до сдачи декларации по КПН  за предыдущий налоговый период,  налоговый орган вправе произвести начисление суммы авансовых платежей за указанный период в размере  положительной разницы между суммой авансовых платежей, исчисленной как  одна  четвертая  от общей суммы авансовых платежей  за предыдущий налоговый период  и суммой авансовых платежей, указанной в таком расчете.

Изменился срок  уплаты лицензионного сбора. Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере.

Таким образом, лицензиары по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением на территории производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. Если ранее эта категория лицензиаров должны были уплачивать лицензионный сбор ежегодно до 20 января текущего года, то с 01.01.2016 года уплата ежегодного лицензионного сбора – до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. Для лицензиаров в сфере игорного бизнеса срок уплаты также остался- ежегодно до 20 января текущего года.

Статья 556 Налоговый контроль – общий порядок проведения налоговой проверки осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Таким образом, изменения в Налоговый кодекс по вопросам предпринимательства связаны с принятием нового Предпринимательского кодекса РК и отменой законов о частном предпринимательстве, о государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан. Данные изменения в большей части носят редакционный характер.

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС).  Упраздняется добровольная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и бланк свидетельства по НДС переводится на электронный формат.

 Согласно статьи 568 Налогового кодекса  для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную минимум оборота составляет                 3234-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Данная норма вводится в действие с 1 января 2017 года.

С  1 апреля 2016 года   налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость подается в явочном порядке  первым руководителем юридического лица-резидента Республики Казахстан, нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту нахождения.

С 1 января 2016 года - при осуществлении оборотов по  реализации товаров, работ, услуг налогоплательщик обязан выписать получателю указанных товаров, работ, услуг счет-фактуру.

Физическое лицо, импортирующее транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан, исключаются из числа плательщиков  налога на добавленную стоимость в Таможенном союзе.  Соответственно декларация по косвенным налогам по импортированным товарам не представляется.

Согласно статьи 276-4 НК косвенные налоги (НДС и акциз) не взимаются при импорте на территорию Республики Казахстан: 1) товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности; 2) товаров, ввозимых с территории государства-члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.

Налогоплательщик обязан уведомлять  органы государственных доходов при ввозе (вывозе) товаров.

Изменения в налогообложении доходов физических лиц (ст.156 НК).  Из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются     доходы за год не более предела, определяемого в размере 75-кратного минимального размера заработной платы (ранее предел составлял 55 – кратного размера МЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года.  Также не подлежат налогообложению выплаты за счет средств бюджета (кроме выплат в виде оплаты труда) в соответствии с законодательством Республики Казахстан в виде ежемесячного пожизненного содержания, выплачиваемого судьям, пребывающим в отставке, достигшим пенсионного возраста (подпункт 17) пункта 1 статьи 156).  

Корректировка базовых налоговых ставок земельного налога и налога на имущество. В новой редакции пункта 3-2 ст. 387 замена на Предпринимательский кодекс РК: Технологические парки при исчислении земельного налога по земельным участкам, выделенным для осуществления основного вида деятельности, предусмотренного Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, к соответствующим ставкам земельного налога применяют коэффициент 0,1.
Положения настоящего пункта вправе применять технологические парки, соответствующие одновременно следующим условиям:
1) созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственной поддержки индустриальноинновационной деятельности;
2) пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) таких технологических парков принадлежат национальному институту развития в области технологического развития

Аналогичные редакционные изменения внесены в статью 398 по налогу на имущество  технологических  парков по объектам, используемым при осуществлении основного вида деятельности, предусмотренного Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

По вопросам специально-экономических зон (СЭЗ).  

1.  Исключение требования по выкупу права землепользования при отчуждении участником в пользу Управляющей компании СЭЗ земельного участка с расположенными на ней объектами инфраструктуры;

2.  Предоставления стабильности налоговых льгот;

3.  Оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ;

4.  Возможности применения строительных норм и правил, а также стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций на территории СЭЗ (за исключением административных зданий, зданий социального, бытового, жилого назначения) при проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации объектов СЭЗ;

5.  Создание Единого координационного центра СЭЗ (далее – ЕКЦ);

6.  Возможности передачи объектов инфраструктуры на баланс управляющих компаний;

7.  Закрепления порядка изменения границ и (или) площади территории СЭЗ;

8.  Упорядочивание процедур создания новой СЭЗ.

Предоставление стабильности налоговых льгот.  Важным в части предоставления стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ является дополнение статьи 150 НК. В случае изменений в налоговом законодательстве, если эти изменения предусматривают исключение или изменение коэффициентов или ставок по местным налогам,  либо касаются размера уменьшения при исчислении КПН, то участники СЭЗ защищены от этих изменений и применяют режим стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ  в течение срока действия договора в качестве участника СЭЗ, но не более срока исковой давности 5 лет.

Оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ.  Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанных в статьях 151-1 - 151-10 (по видам СЭЗ) и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства в указанные перечни определяются Правительством Республики Казахстан.

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденными уполномоченным государственным органом в области технического регулирования.

Таким образом, если ранее перечень приоритетных видов деятельности для каждого СЭЗ предусматривал конкретизацию по видам и наименованиям производимой продукции, то сейчас для каждого СЭЗ виды деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности.

Также перечень организаций, которые не относятся к организациям на территории СЭЗ, дополнен еще одной категорией: организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Изменения в порядке налогообложения на территории СЭЗ «Астана-новый город». Ранее предусмотренные в Налоговом кодексе  18 приоритетных для СЭЗ «Астана – новый город» видов деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности. Так для работы на территории СЭЗ «Астана – новый город» включены  следующие виды деятельности         

1) обрабатывающая промышленность, за исключением:       производства напитков;       производства табачных изделий;       производства деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производства изделий из соломки и материалов для плетения;       печати и воспроизведения записанных материалов;       ремонта и установки машин и оборудования;      

2) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;      

3) строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;      

4) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;      

5) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации.

Изменен порядок исчисления платы за пользование земельным участком: коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более срока действия специальной экономической зоны «Астана – новый город».

Если ранее коэффициент 0 к ставкам платы за пользование земельными участками применялся на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков, то согласно изменениям коэффициент 0 применяется также на срок договора аренды земельного участка, но не более всего срока действия СЭЗ.

Далее в связи с оптимизацией перечня приоритетных видов деятельности редакционные изменения в пункте 3 статьи 151-1 НК в связи с новыми ссылками на виды деятельности в пункте 1.

Так, положения по уменьшении КПН на 100% не распространяются на корпоративный подоходный налог, исчисленный по доходам, полученным (подлежащим получению) от осуществления следующих видов деятельности:

4) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;      

5) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации.

Если организация, осуществляющая указанные виды деятельности, осуществляет также один из видов деятельности, указанных в подпунктах 1) – 3) пункта 1 настоящей статьи, такая организация в целях исчисления налогового обязательства по КПН ведет раздельный учет по доходам.

Представительство в налоговых отношениях, регулируемых Налоговым  Кодексом. Согласно статьи 17 Налогового кодекса в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать через законного или уполномоченного представителя. Но с 1 января 2016 года данная норма не применяется  в случаях представления:

1) налогового заявления для изменения сведений о руководителе юридического лица-резидента, структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;

2) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа.

 

Новости по теме



Комментарии



Жалобы

Погода


Курс валют на сегодня - 10 августа 2020 г.

НБРК
USD418.17
EUR494.07
CNY60.11
RUB5.68
AED113.86
KGS5.44
GBP547.38
JPY3.96

Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?