В Костанайской области за последний год сгорели как минимум шесть новых автомобилей, чего раньше, по данным пожарных, не наблюдалось. При этом компания-продавец отказывается вернуть покупателям деньги или заменить сгоревшие машины на новые. Поэтому автопогорельцы вынуждены идти в суд, сообщает «Мегаполис».
Василий Солопов отлично помнит 16 января. После этого дня он месяц был на больничном, потерял в зарплате, но считает, что ему крупно повезло. Обошлось ожогами рук и лица. А ведь мог сгореть вместе с автомобилем KiaSoul, собранным в Усть-Каменогорске, которым он управлял. За 8 минут новенький кроссовер превратился в груду металла. Выгорел не только двигатель (там, где был очаг), но и весь салон, расплавились все стекла, от покрышек почти ничего не осталось.
Это еще хорошо, что машина загорелась не в потоке посреди Костаная, а на дачной дороге, где рядом никого не было. Мужчина вспоминает, что он с товарищем сначала почувствовал посторонние запахи в салоне, а затем увидел, как из-под капота пошел дым. Василий открыл капот, и тут же его горячо «облизнуло» пламя. Пока придерживал капот и огнетушителем пытался сбить огонь, руки обгорели.
Другой пострадавший – Дмитрий Мотузко. В половине шестого утра он, как обычно, приехал на работу на новеньком ВАЗ-21114 к воротам Костанайского хлебокомбината. Заглушил авто, а вскоре вызвал пожарных. Загорелся моторный отсек машины. Сейчас авто в гараже: двигатель в негодности, на крышке капота следы пожара. Парень, которому родители специально взяли авто в кредит, чтобы он мог рано утром ездить на работу, теперь ходит вокруг машины и вздыхает.
Не ездят на новой ВАЗ-21114 ее владельцы и в Мендыкаринском районе. У них возгорание случилось в районе водительского сиденья. Авто в «люксовой» комплектации, с подогревом сидений. А до этого случая в марте минувшего года в Костанае ночью загорелся опять же новый ВАЗ-2144. Владелец Николай Асташев после пожара рассказал полицейским, что очнулся только в больнице. Правда, в отличие от предыдущих погорельцев ему непросто доказать, что сам не виноват. Полицейским он сообщил, что в ту ночь приехал к дому нетрезвым, поэтому решил заночевать прямо в салоне авто. Поставил машину на автозапуск и очутился у докторов с диагнозом «отравление угарным газом». Авто погорело. Полиция отказала в возбуждении уголовного дела, в частности, упомянув, что владелец установил дополнительное оборудование – тот самый автозапуск двигателя.
А вот другие погорельцы никакого дополнительного оборудования не ставили, и все равно их авто сгорели. Таким образом, сгоревших машин за последний год, по данным адвоката Олега Малькова, уже шесть. И все приобретены в одной и той же дилерской компании. Ее руководство от комментариев воздерживается, и, пока идут суды, мы также не станем называть фирму.
По заключению независимой экспертизы, собранная на усть-каменогорском заводе «Азия Авто» KiaSoul и ВАЗы российской сборки загорелись не потому, что неверно эксплуатировались или в машинах установили дополнительное оборудование (его не было). По авто Мотузко старший инженер управления ЧС Костаная Даулет Узаков в заключении написал так: «Причиной пожара явилась техническая неисправность автомобиля». В разговоре майор Узаков добавил, что, по всей видимости, это заводской брак. А его коллеги из управления ЧС сообщили, что специальной статистики по сгоревшим новым авто не ведут, но таких случаев только в областном центре уже минимум четыре.
«Электропроводка так не горит, там огонь вялый. Такая вспышка могла произойти только из-за того, что загорелось топливо. То есть бензин из-за порыва бензопровода попал на разогретые детали», – так считает опытный водитель, директор автошколы «Водитель АВС» Юрий Кузнецов, говоря о причинах возгорания KiaSoul, которая принадлежит его фирме.
«На нашей стороне закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс. Вместо того чтобы провести всестороннее грамотное расследование, представители заводов выдумывают причины, по которым автомобили могли загореться по вине водителей. Это ведь в их же интересах, чтобы подобное впредь не повторялось. Ведущие автоконцерны отзывают автомобили десятками, сотнями тысяч», – считает адвокат Олег Мальков.
Впрочем, практика показывает, что выиграть суд – это часто только полдела. Затем начинается долгий процесс исполнения решения суда. На это порой уходят годы.