Это происходит по всему миру и связано не только с Дональдом Трампом, сообщает vedomosti.ru.
Рост фондовых рынков и уверенности бизнеса в США часто связывают с победой Дональда Трампа на президентских выборах. Но опросы показывают, что настроения предпринимателей значительно улучшились во всем мире, в том числе в Европе, Японии и Китае.
Отчасти это связано с надеждами инвесторов на то, что обещанное Трампом фискальное стимулирование повлияет и на экономики других стран. Но наблюдается стечение целого ряда факторов. Цены на нефть растут благодаря соглашению ОПЕК о сокращении добычи. Увеличилась экономическая активность в Европе и Китае во второй половине 2016 г. Наконец, популизм пока не привел к тяжелым последствиям в экономике. Экономист Evercore ISI Эд Химан сравнивает это с мозаикой: «Трамп – самая обсуждаемая деталь мозаики, но не факт, что самая важная».
Через три недели после победы Трампа на выборах 8 ноября страны ОПЕК договорились снизить нефтедобычу и во многом выполнили свои обещания. С тех пор цены на нефть держатся выше $50 за баррель, а ведь год назад они были около $30. Это помогло в том числе американским нефтяникам, активность которых и привела к затовариванию мирового рынка и обвалу нефтяных котировок в 2014 г. С июня 2016 г. число эксплуатирующихся установок на нефтяных и газовых месторождениях в США выросло на 80%, по данным Baker Hughes. С августа производство оборудования для работы на этих месторождениях увеличилось на 10%.
Повышение цен на энергоресурсы способствует ускорению инфляции, и в январе в США она достигла самого высокого уровня за пять лет. Центробанки, обычно борющиеся с инфляцией, сейчас приветствуют подъем цен, ведь ранее они опасались, что слишком низкая инфляция может перейти в дефляцию. В середине июля участники рынка облигаций ожидали, что в следующие 5-10 лет инфляция в среднем составит 1,2% в США, 1,4% в еврозоне и 0,1% в Японии. С тех пор эти цифры подскочили примерно на 0,5 процентного пункта.
По мнению советника Allianz Мохамеда Эль-Эриана, цены на нефть, вероятно, останутся в диапазоне $50-60 за баррель благодаря соглашению ОПЕК. Также он связывает рост ожидаемого уровня инфляции с надеждами на фискальное стимулирование Трампа и тем, что, по мнению большинства инвесторов, Федеральная резервная система продолжит повышать процентные ставки достаточно медленно.
Китай год назад боролся с растущим оттоком капитала и ослаблением юаня, а экономическая активность в стране снижалась. Но затем Пекин призвал банки увеличить кредитование и принял новые меры для борьбы с оттоком. В результате к декабрю индекс экономической активности достиг максимума почти за четыре года. По прогнозам Evercore ISI, в этом квартале рост номинального ВВП (т. е. с учетом инфляции) составит 11% в годовом выражении против менее 7% годом ранее.
Даже Европа показывает признаки выхода из оцепенения. Если в 2009-2014 гг. ее рост полностью зависел от экспорта, то в 2015 г. обвал цен на сырье ударил по экспортерам, но стимулировал рост потребительских расходов. Сейчас «наконец [европейская] экономика сама себя поддерживает, и в то же время снова наблюдается рост заказов из развивающихся стран и по миру в целом», говорит Джейсон Томас, директор по экономическим исследованиям Carlyle Group.
Улучшение прогнозов по экономическому росту и инфляции снизило давление на центробанки еврозоны и Японии, позволяя им не опускать еще больше процентные ставки и не наращивать покупки облигаций. Также на этой неделе председатель ФРС США Джанет Йеллен заявила, что американский центробанк может снова повысить процентные ставки в ближайшие месяцы. Это хорошо для коммерческих банков, на прибыли которых негативно отражались нулевые и отрицательные ставки.
Наконец, политическая неопределенность не подорвала уверенности бизнесменов и потребителей, чего многие боялись. В Великобритании решение о выходе из Евросоюза повлияло на инвестиционные планы компаний, но не сказалось на расходах домохозяйств. В США Трамп уже предпринял шаги по смягчению регулирования, но пока не приступил к выполнению своих протекционистских обещаний. Во время встречи с премьер-министрами Канады и Японии на этой неделе Трамп положительно высказывался об экономических связях с этими странами, а его администрация ищет способы по-другому воздействовать на Китай, не называя его валютным манипулятором.
Но сможет ли мир сохранить эту уверенность, еще предстоит увидеть. По оценкам JPMorgan Chase, рост мировой экономики в этом году будет на уровне 3,4%. Это лучше, чем в 2016 г., но соответствует медленному росту предыдущих пяти лет. Хотя политическая неопределенность пока не причинила большого вреда, ситуация может измениться в случае победы лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен на президентских выборах во Франции этой весной. Также есть риск, что в Китае лопнет долговой пузырь. У Трампа могут возникнуть проблемы со снижением налогов, а его президентство все еще несет в себе геополитические риски.
Источник: vedomosti.ru.