Представители гражданского общества, обеспокоенные перспективами страны в условиях ухудшения ситуации на мировых рынках, публично обратились к премьер-министру Республики Казахстан с конкретным предложением по исполнению поручения Президента страны о восполнении 1% дефицита за счет внутренних резервов, озвученного в ходе совещания в Акорде 19 августа 2015 года, пишет пресс-служба ИА «Интерфакс-Казахстан».
По мнению общественников, восполнить дефицит бюджета можно быстро и эффективно только лишь за счет повышения акцизов на табачную и алкогольную продукцию, которые стали «бичом» здоровья казахстанцев.
«Повышение акцизов до 49% на табак и алкоголь с лихвой восполнит дефицит бюджета и может стать стабильно высоким, постоянным и безопасным источником дохода в госбюджет страны, особенно в ближайшие сложные пять лет, когда, по прогнозам Главы государства, цены на нефть рискуют остаться на том же низком уровне, что и сейчас», - рассказываетлидер национальной коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма", Садыкова Джамиля.
По расчётам Центра экономических и финансовых исследований и разработок (г. Москва), если повысить долю акцизов в пачке казахстанских сигарет до 49% , то доходы в бюджет вырастут до 184 млрд тенге (почти в 2,5 раза), а количество ежедневных курильщиков среди взрослого населения упадет до 17,9%. Это позволит спасти порядка 54 тысяч жизней.
В январе 2014 года отчисления в бюджет с табачной промышленности повысились в 2 раза только за счет одномоментного повышения табачных акцизов (на 94%). Доходы от табачных акцизов выросли с 46 млрд. тенге в 2013 году до 79 млрд. тенге в 2014 году, при снижении годовой реализации сигарет на 3 млрд. штук.
Аналогичная ситуация наблюдалась и при существенном повышении ставки акцизов на алкогольные напитки. В 2014 году ставка акциза на водку была повышена в 2 раза и поступления в бюджет выросли с 13 млрд. тенге до 22 млрд. тенге. В 2011 году ставка акциза на пиво была повышена на 70%: поступления в бюджет от акциза на пиво выросли с 7 млрд. тенге в 2010 году до 12 млрд. тенге в 2011 году.
В двух соглашениях « О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную и алкогольную продукцию», разрабатываемым министерствами финансов в Евразийском экономическом союзе, озвучен мизерный рост ставок по 2 евро (600 тенге) в год. Это даже меньше, чем существующие темпы в Казахстане (около 1000 тенге в год).
«Повышение акцизов на алкоголь рекомендуется ВОЗ как самая действенная мера борьбы с ним, а доля акцизов в пачке сигарет должна составлять не менее 70%. Очевидно, что в разработке документов должны принимать участие минздравы», - говорит представитель Ассоциации кардиологов Казахстана, Кайрат Давлетов.
Общественники предложили пересмотреть ставки акцизов в документах ЕАЭС и включить в число разработчиков Министерство здравоохранения и социального развития РК, а также инициировать повышение акцизов на табачную продукцию уровня 12000 тенге за 1000 сигарет к 2018г и на алкоголь аналогично. Акцизы на вредные товары, это очевидно, реальная мера исполнения поручения Президента РК в рамках восполнения дефицита бюджета.
Анализ возможных последствий повышения акцизов на сигареты с фильтром
в Республике Казахстан:
Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), Москва
В исследовании были рассмотрены три сценария изменения акцизов в 2015-2018 гг.:
- сценарий 1 (планы правительства): рост акцизов согласно планам правительства (нижняя граница планов Евразийской комиссии): 6000 тенге за 1000 сигарет к 2018 г. или в среднем 15% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.;
- сценарий 2 (верхняя граница ставок ЕЭК): рост акцизов до верхней границы планов ЕЭК: 8000 тенге за 1000 сигарет к 2018 или в среднем 28% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.;
- сценарий 3 (оптимальный): курс на сближение с европейскими акцизами: 12000 тенге за 1000 сигарет к 2018 г. или в среднем 45% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.
Таблица 1. Ожидаемые последствия сценариев акцизной политики в Казахстане, 2015-2018 гг.
Казахстан |
Средняя розничная цена, тенге |
Доля акциза в розничной цене, % |
Акцизные сборы, млрд. тенге |
Распространенность курения, % взрослого населения |
Количество спасенных жизней, тыс. |
Исходная ситуация, 2014 г. |
250 |
24 |
79 |
19,1 |
0 |
Сценарий 1, 2018 г. |
305 |
32 |
120 |
18,6 |
20 |
Сценарий 2, 2018 г. |
330 |
40 |
138 |
18,5 |
28 |
Сценарий 3, 2018 г. |
400 |
49 |
184 |
17,9 |
54 |
Примечание: все финансовые показатели приводятся с учетом инфляции, т.е. в ценах 2014 г.
Начиная с 2013 г. казахстанское правительство существенно увеличило размер акциза на сигареты. Если в 2010-2012 гг. акцизы росли ежегодно не более чем на 25%, то в 2013-2015г г. – почти на 60%. Однако долгосрочные планы, зафиксированные в документах Евразийской комиссии, направлены на консервацию ставки акциза на уровне 30 евро за 1000 сигарет в 2016-2018 гг. Подобная акцизная политика коренным образом отличается от принципов налогообложения сигарет в развитых странах и противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Напомним, что минимальный акциз на 1000 сигарет в ЕС составляет 90 евро, а рекомендованная ВОЗ доля акциза в средней розничной цене должна быть не менее 70%. В противном случае курение делается экономически более доступным, приводя к высокой преждевременной смертности.
Основные результаты для сценария 1 (планы правительства)
Правительственный сценарий, предполагающий замедление роста ставки акциза к 2018 г., не позволит добиться позитивных сдвигов в сфере здоровья населения.
- Доля акциза в розничной цене составит 32%, что существенно ниже уровня, рекомендуемого ВОЗ, в результате чего транснациональные компании останутся главным бенефициаром деятельности табачного рынка.
- Реальные акцизные сборы вырастут с 79 млрд. тенге в 2014 г. до 120 млрд. тенге в 2018 г.
- Распространенность курения почти не изменится, а спасти от преждевременной смертности от болезней, вызванных курением, удастся не более 20 тысяч человек.
Основные результаты для сценария 2 (рост ставки акциза до верхней границы планов Евразийской комиссии)
- Средняя розничная цена к 2018 г. составит 330 тенге за пачку, доля акциза в розничной цене установится на уровне 40%.
- Акцизные сборы вырастут, составив к 2086 г. порядка 140 млрд. тенге.
- Переломить негативную ситуацию в распространенности курения не удастся: доля ежедневных курильщиков среди взрослого населения изменится незначительно – с 19,1 % до 18,5%, чтов долгосрочной перспективе позволит спасти порядка 28 тысяч жизней.
Основные результаты для сценария 3 (рост акциза до 12000 тенге, курс на сближение с европейскими акцизами)
Сигареты являются специфическим товаром, вызывающим привыкание, и потому добиться существенного снижения потерь, вызванных их потреблением, можно только с помощью значительного роста акцизов. С точки зрения здоровья населения оптимальным для Казахстана мог бы стать сценарий, позволяющий за 4 года приблизить казахстанские акцизы к среднеевропейским.
- Средняя розничная цена приблизится к 400 тенге за пачку, доля акциза составит порядка 50% розничной цены.
- Акцизные сборы, даже с учетом поправки на возможный существенный – до 10% – рост нелегального потребления, вырастут в реальном исчислении почти в 2,5 раза, до 184 млрд. тенге.
- Распространенность курения и вызванная им преждевременная смертность значительно сократятся: доля ежедневных курильщиков среди взрослого населения упадет до 17,9%, что позволит спасти порядка 54 тысяч жизней.
Моделирование последствий акцизной политики (краткая справка)
Для прогноза ключевых показателей рынка сигарет в странах исследования была использована макро-имитационная модель, разработанная и неоднократно опробованная ЦЭФИР на данных стран Беларуси, Казахстана, России и других стран.
При расчетах учитывались изменение численности населения, инфляция, рост реальных доходов населения, реакция на рост акцизов со стороны нелегального рынка и другие факторы.
Cценарии рассчитывались, исходя из эластичности спроса на сигареты на уровне от -0,3 (низкий уровень) до -0,5 (средний уровень). Результаты вычислений приводятся в реальных величинах, а именно в ценах базового года (2014 г.).
Таблица 2. Значения ключевых параметров для сигарет с фильтром, 2014 г.
|
Средняя розничная цена, тенге за пачку |
Средний акциз, тенге за 1000 штук |
Легальное потребление, млрд. штук |
Легальные продажи, млрд. тенге |
Нелегальный экспорт, млрд. штук |
Рост реальных денежных доходов населения в 2015-2018 гг., % |
Индекс потребительских цен в 2015-2018 гг. по оценке МВФ, % |
Распростр. ежедневного курения, % взрослого населения |
2014 |
250 |
3000 |
24 |
26.5 |
2.5 |
1,8% |
5,4% |
При моделировании учитывался эффект нелегального рынка на примере нелегального экспорта и нелегального потребления. Нелегальным экспортом в рамках данного исследования считается та часть легальных и облагаемых местным акцизом внутренних продаж, которая, минуя отечественного потребителя, по нелегальным каналам транспортировки и сбыта переправляется за рубеж.
Таблица 3. Предложения модели относительно изменения нелегального рынка сигарет.
Факторы |
Сценарий 1 (планы правительства) |
Сценарий 2 (верхняя граница планов ЕЭК) |
Сценарий 3 (оптимальный) |
Рост нелегального потребления |
1,3% → 3% |
1,3% → 5% |
1,3% → 10% |
Сокращение нелегального экспорта |
2,5 млрд. → 2,5 млрд. |
2,5 млрд. → 0 млрд. |
2,5 млрд. → 0 млрд. |