фото: expert.ru
15 сентября 2015 г.   |   2343

Улучшить бюджет РК можно через увеличение акциз

Представители гражданского общества, обеспокоенные перспективами страны в условиях ухудшения ситуации на мировых рынках,  публично обратились к премьер-министру Республики Казахстан с конкретным предложением по исполнению поручения Президента страны о восполнении 1% дефицита за счет внутренних резервов, озвученного в ходе совещания в Акорде 19 августа 2015 года, пишет пресс-служба ИА «Интерфакс-Казахстан». 

По мнению общественников, восполнить дефицит бюджета можно быстро и эффективно только лишь за счет повышения акцизов на табачную и алкогольную продукцию, которые стали «бичом» здоровья казахстанцев. 

«Повышение акцизов до  49% на табак и алкоголь с лихвой восполнит дефицит бюджета и может стать стабильно высоким, постоянным и безопасным источником дохода в госбюджет страны, особенно в ближайшие сложные пять лет, когда, по прогнозам Главы государства, цены на нефть рискуют остаться на том же низком уровне, что и сейчас», - рассказываетлидер национальной коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма", Садыкова Джамиля.

По  расчётам  Центра экономических и финансовых исследований и разработок (г. Москва),  если повысить долю  акцизов в пачке казахстанских сигарет до 49% , то доходы в бюджет вырастут до 184 млрд тенге (почти в 2,5 раза), а количество ежедневных курильщиков среди взрослого населения упадет до 17,9%. Это позволит спасти порядка 54 тысяч жизней.

В январе 2014 года отчисления в бюджет с табачной промышленности повысились в 2 раза только за счет одномоментного повышения табачных акцизов (на 94%). Доходы от табачных акцизов выросли с 46 млрд. тенге в 2013 году до 79 млрд. тенге в 2014 году, при снижении годовой реализации сигарет на 3 млрд. штук.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при существенном повышении ставки акцизов на алкогольные напитки. В 2014 году ставка акциза на водку была повышена в 2 раза и поступления в бюджет выросли с 13 млрд. тенге до 22 млрд. тенге. В 2011 году ставка акциза на пиво была повышена на 70%: поступления в бюджет от акциза на пиво выросли с 7 млрд. тенге в 2010 году до 12 млрд. тенге в 2011 году.

В двух соглашениях  « О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную и алкогольную продукцию», разрабатываемым министерствами финансов в Евразийском экономическом союзе,  озвучен мизерный рост ставок по 2 евро (600 тенге) в год. Это даже меньше, чем существующие темпы в Казахстане (около 1000 тенге в год).

«Повышение акцизов на алкоголь рекомендуется ВОЗ как самая действенная мера борьбы с ним, а  доля акцизов в пачке сигарет должна составлять не менее 70%. Очевидно, что в разработке документов должны принимать участие минздравы», - говорит представитель Ассоциации кардиологов Казахстана, Кайрат Давлетов.

Общественники предложили пересмотреть ставки акцизов в документах ЕАЭС и включить в число разработчиков Министерство здравоохранения и социального развития РК, а также инициировать повышение акцизов на табачную продукцию уровня 12000 тенге за 1000 сигарет к 2018г и на алкоголь аналогично. Акцизы на вредные товары, это очевидно, реальная мера исполнения поручения Президента РК в рамках восполнения дефицита бюджета.

Анализ возможных последствий повышения акцизов на сигареты с фильтром
в Республике Казахстан:

Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР), Москва

 

В исследовании были рассмотрены три сценария изменения акцизов в 2015-2018 гг.:

- сценарий 1 (планы правительства): рост акцизов согласно планам правительства (нижняя граница планов Евразийской комиссии):        6000 тенге за 1000 сигарет к 2018 г. или в среднем 15% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.; 

- сценарий 2 (верхняя граница ставок ЕЭК): рост акцизов до верхней границы планов ЕЭК:                                                                           8000 тенге за 1000 сигарет к 2018 или в среднем 28% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.;

- сценарий 3 (оптимальный): курс на сближение с европейскими акцизами:                                                                                                          12000 тенге за 1000 сигарет к 2018 г. или в среднем 45% ежегодного роста акциза в 2015-2018 гг.

 

Таблица 1. Ожидаемые последствия сценариев акцизной политики в Казахстане, 2015-2018 гг.

Казахстан

Средняя розничная цена, тенге

Доля акциза в розничной цене, %

Акцизные сборы, млрд. тенге

Распространенность курения, % взрослого населения

Количество спасенных жизней, тыс.

Исходная ситуация, 2014 г.

250

24

79

19,1

0

Сценарий 1, 2018 г.

305

32

120

18,6

20

Сценарий 2, 2018 г.

330

40

138

18,5

28

Сценарий 3, 2018 г.

400

49

184

17,9

54

Примечание: все финансовые показатели приводятся с учетом инфляции, т.е. в ценах 2014 г.

Начиная с 2013 г. казахстанское правительство существенно увеличило размер акциза на сигареты. Если в 2010-2012 гг. акцизы росли ежегодно не более чем на 25%, то в 2013-2015г г. – почти на 60%. Однако долгосрочные планы, зафиксированные в документах Евразийской комиссии, направлены на консервацию ставки акциза на уровне 30 евро за 1000 сигарет в 2016-2018 гг. Подобная акцизная политика коренным образом отличается от принципов налогообложения сигарет в развитых странах и противоречит рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Напомним, что минимальный акциз на 1000 сигарет в ЕС составляет 90 евро, а рекомендованная ВОЗ доля акциза в средней розничной цене должна быть не менее 70%. В противном случае курение делается экономически более доступным, приводя к высокой преждевременной смертности.

Основные результаты для сценария 1 (планы правительства)

Правительственный сценарий, предполагающий замедление роста ставки акциза к 2018 г., не позволит добиться позитивных сдвигов в сфере здоровья населения.

  • Доля акциза в розничной цене составит 32%, что существенно ниже уровня, рекомендуемого ВОЗ, в результате чего транснациональные компании останутся главным бенефициаром деятельности табачного рынка.
  • Реальные акцизные сборы вырастут с 79 млрд. тенге в 2014 г. до 120 млрд. тенге в 2018 г.
  • Распространенность курения почти не изменится, а спасти от преждевременной смертности от болезней, вызванных курением, удастся не более 20 тысяч человек.

Основные результаты для сценария 2 (рост ставки акциза до верхней границы планов Евразийской комиссии)

  • Средняя розничная цена к 2018 г. составит 330 тенге за пачку, доля акциза в розничной цене установится на уровне 40%.
  • Акцизные сборы вырастут, составив к 2086 г. порядка 140 млрд. тенге.
  • Переломить негативную ситуацию в распространенности курения не удастся: доля ежедневных курильщиков среди взрослого населения изменится незначительно – с 19,1 % до 18,5%, чтов долгосрочной перспективе позволит спасти порядка 28 тысяч жизней.

Основные результаты для сценария 3 (рост акциза до 12000 тенге, курс на сближение с европейскими акцизами)

Сигареты являются специфическим товаром, вызывающим привыкание, и потому добиться существенного снижения потерь, вызванных их потреблением, можно только с помощью значительного роста акцизов. С точки зрения здоровья населения оптимальным для Казахстана мог бы стать сценарий, позволяющий за 4 года приблизить казахстанские акцизы к среднеевропейским.

  • Средняя розничная цена приблизится к 400 тенге за пачку, доля акциза составит порядка 50% розничной цены.
  • Акцизные сборы, даже с учетом поправки на возможный существенный – до 10% – рост нелегального потребления, вырастут в реальном исчислении почти в 2,5 раза, до 184 млрд. тенге.
  • Распространенность курения и вызванная им преждевременная смертность значительно сократятся: доля ежедневных курильщиков среди взрослого населения упадет до 17,9%, что позволит спасти порядка 54 тысяч жизней.

Моделирование последствий акцизной политики (краткая справка)

Для прогноза ключевых показателей рынка сигарет в странах исследования была использована макро-имитационная модель, разработанная и неоднократно опробованная ЦЭФИР на данных стран Беларуси, Казахстана, России и других стран.

При расчетах учитывались изменение численности населения, инфляция, рост реальных доходов населения, реакция на рост акцизов со стороны нелегального рынка и другие факторы.

Cценарии рассчитывались, исходя из эластичности спроса на сигареты на уровне от -0,3 (низкий уровень) до -0,5 (средний уровень). Результаты вычислений приводятся в реальных величинах, а именно в ценах базового года (2014 г.).

Таблица 2. Значения ключевых параметров для сигарет с фильтром, 2014 г.

 

Средняя розничная цена, тенге за пачку

Средний акциз, тенге за 1000 штук

Легальное потребление, млрд. штук

Легальные продажи, млрд. тенге

Нелегальный экспорт, млрд. штук

Рост реальных денежных доходов населения в 2015-2018 гг., %

Индекс потребительских цен в 2015-2018 гг. по оценке МВФ, %

Распростр. ежедневного курения, % взрослого населения

2014

250

3000

24

26.5

2.5

1,8%

5,4%

19,1

При моделировании учитывался эффект нелегального рынка на примере нелегального экспорта и нелегального потребления. Нелегальным экспортом в рамках данного исследования считается та часть легальных и облагаемых местным акцизом внутренних продаж, которая, минуя отечественного потребителя, по нелегальным каналам транспортировки и сбыта переправляется за рубеж.

Таблица 3. Предложения модели относительно изменения нелегального рынка сигарет.

Факторы

Сценарий 1 (планы правительства)

Сценарий 2 (верхняя граница планов ЕЭК)

Сценарий 3 (оптимальный)

Рост нелегального потребления

1,3% → 3%

1,3% → 5%

1,3% → 10%

Сокращение нелегального экспорта

2,5 млрд. → 2,5 млрд.

2,5 млрд. → 0 млрд.

2,5 млрд. → 0 млрд.

 

Новости по теме



Комментарии





Жалобы

Погода


Курс валют на сегодня - 24 января 2018 г.

НБРК
USD323.2
EUR395.56
CNY50.48
RUB5.72
GBP450.73
AED88
KGS4.73
JPY2.92

Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?