В Казахстане лишь около трети предпринимателей пользуются услугами страховщиков и страхуют свой бизнес от возможных нежелательных последствий. Гость сегодняшнего выпуска программы «Деловое время» на телеканале «Алматы», президент компании «Дана Строй Сервис» Серкали Усанов объяснил, почему складывается такая ситуация. В то же время представитель Ассоциации страховщиков Казахстана Марина Шиповалова выступила в защиту страховых компаний.
На сегодня в РК, по данным соцопроса СК «Kompetenz», только 36% казахстанских бизнесменов расценивают страхование как средство защиты бизнеса от финансовых потерь. 55% участников анкетирования не верят в то, что получат должные выплаты, а 9% затруднились с ответом.
«У людей есть недоверие к страховым компаниям, потому что они вряд ли выплатят все полностью», - сказал президент компании «Дана Строй Сервис» Серкали Усанов.
Марина Шиповалова со своей стороны отметила, что сейчас в Казахстане не бывает невыплат по страховым случаям. Последние подобные факты она отнесла к 90-м годам прошлого столетия. Она также сообщила о том, что страховой бизнес сам сильно рискует.
«Страховщики несут очень большие расходы. 186 миллиардов заработали, 71 миллиард выплатили, а налоговое бремя — 37 миллиардов. Есть страхование грузов, убыточность которого составляет 16 процентов», - пояснила Шиповалова.
Специалист сообщила, во сколько обойдется страховка зданий в Алматы. Она также рассказала, от чего зависит размер страховки.
«Надо смотреть, от каких рисков вы застрахованы, на какую сумму. Если вы застраховали от пожара, а вас смыло водой, то вам ничего не выплатят, тут надо говорить, от каких рисков страхуется он. Получить больше, чем составляет рыночная стоимость объекта страхования, владелец не сможет. Если он страхуется на рыночную стоимость при полном разрушении объекта, то он и получит его рыночную стоимость. Стоимость может составлять от 0,6 процента от стоимости строения, если это бетонное здание. Если строение менее прочное, то застраховаться будет дороже, если это более прочное здание, то сумма страховая меньше, а выплата больше», - пояснила Шиповалова.
По ее словам, казахстанцы не привыкли страховать свое жилье. Отчасти причина кроется в том, что в случае стихийных бедствий на помощь приходит государство.
«Когда было наводнение в Кызылагаше, всем построили дома, если с таким примером люди живут, они, конечно, не будут страховаться. Чем больше тянут с принятием закона, тем меньше шансов на то, что многие ЧП покроют страховые компании. Мы живем в стране, где есть высокая опасность ЧП природного происхождения. Разговоры о введении закона об обязательном страховании жилья ведутся с 2009 года, и уже шесть лет прошло», - продолжила представитель АСК.
Она заверила, что если бы все дома в Наурызбайском районе были застрахованы, абсолютно все пострадавшие получили бы необходимые выплаты.
Имеющийся на сегодня рост страхового рынка обусловлен развитием банковского кредитования. Далеко не все понимают, для чего в целом необходимо страхование.
«У нас на сегодня растет кредитование МСБ — это банковская сфера, а банки хотят гарантий. Все производится в залоговой форме — банк хочет, чтобы залог был застрахован, и банки страхуют. И рынок этот растет только благодаря развитию банковского кредитования», - сказала Шиповалова.
Предприниматели, по ее словам, воспринимают страхование как нагрузку на те кредитные ресурсы, которые они получают.
«А здесь есть выгоды: те деньги, которые вы внесли, могут пойти на выплаты тем, кто нуждается. Страхование — это перераспределение страховых активов на тех, кто пострадал. Если вы умышленно нанесли ущерб своему имуществу, то вам не выплатят ничего, вы сами как потребитель должны рассчитывать, реально расценивать, что может случиться с вашим жильем. Случай в Наурызбайском районе — это должна быть реклама, а лучше госпрограмма, чтобы люди, то есть физлица, страховались», - заявила представитель АСК.
Марина Шиповалова также подчеркнула, что страхование не должно приводить к какому-либо «обогащению». Она привела пример: если завод стоит один миллион долларов, за него никто не заплатит два миллиона. Рассчитывать можно только на реальные компенсационные выплаты, резюмировала Шиповалова.
Источник: almaty.tv