71% субъектов малого и среднего бизнеса наблюдают снижение спроса на свою продукцию и услуги, сообщвает nur.kz.
Очень важные результаты
Результаты опроса малых и средних предпринимателей в кризисный период, в котором приняли участие более 1200 респондентов, были озвучены на заседании Комитета малого и среднего бизнеса Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен».
При этом 23% респондентов отметили снижение спроса до 20%, падение спроса до 50% наблюдают 28% респондентов, и 20% респондентов отметили снижение спроса более чем на 50%. Самое большое снижение спроса произошло у предприятий, которые работают с населением - 43%, затем идут предприятия МСБ, потребителями которых является бизнес - 30%.
«Основными причинами снижения спроса предприниматели называют низкую платежеспособность населения (39%), низкую платежеспособность бизнеса (33%). Согласно опросу, 42% предпринимателей ничего не предприняли для того, чтобы удержать уровень спрос на их продукцию. 26% отметили, что спрос снизился из-за повышения цены на их продукцию и услуги, 8% заявили о снижении собственных точек продаж и сокращении затрат на продвижение продукции», - рассказали в НПП.
На вопрос, какие они видят собственные способы эффективного сохранения бизнеса в кризис, большинство предпринимателей отметили необходимость выхода на новые рынки сбыта (46%). Повышение эффективности организации как способ сохранения бизнеса отметили - 26%, и только 8% респондентов заявляют о «сокращении штата сотрудников. Рекомендации предпринимателей по сохранению бизнеса в период кризиса можно условно разделить на две группы, которые направлены на улучшение внешних факторов ведения бизнеса, мобилизацию внутренних резервов бизнеса. И только каждый одиннадцатый респондент ориентирован на мобилизацию внутренних резервов своей организации для решения сложившихся проблем (9%).
Все равно кто-то выживет
Известный экономист Петр Своик прокомментировал эти цифры. По его словам, малый-средний бизнес существует не сам по себе, а как обволакивающая среда для фундаментальных для данного типа экономики направлений. "В развитых странах это, во-первых, обслуживание крупных индустриальных производств и только во-вторых, - обслуживание индустрии потребления, основанной как раз на индустриально-инновационной ренте. Плюс, многообразные виды МСБ, существующие за счет финансовой ренты, извлекаемой из монетарной (инвестиционной и кредитной) первичности развитых стран относительно стран «развивающихся». В Казахстане индустриальной ренты почти нет, есть только сырьевая, лишь в небольшой части опосредованно достававшаяся МСБ, - объяснил он.
По мнение экономиста, сейчас именно ее кризисное сжатие и заставляет сжиматься малый и средний бизнес. Что же касается финансовой ренты, то Петр Своик уверен, что мы были и остаемся донорами внешних (доллар, а в последнее время уже и юань) монетарных метрополий.
«Но проблемы МСБ - лишь отражение общего системного кризиса казахстанской экономики. Причины которого даже не в падении сырьевых цен, а в исчерпании самой модели роста за счет экспорта сырья и импорта готовых товаров, развития за счет иностранных инвестиций и иностранного же фондирования банковской системы. Пока такая модель не начнет меняться, помочь МСБ можно только одним – советом терпеть и приспосабливаться. В конце концов, сфера потребления, в которой казахстанский МСБ только и существует, до конца не умрет. Но и дальше будет опускаться на более низкий уровень, насчет девальвационного или политического «дна» которого можно строить лишь предположения. Все равно, кто-то выживет», - считает экономист.
Источник: nur.kz