На обслуживание госдолга Казахстана тратится больше, чем на образование и медицину. Об этом заявил депутат мажилиса парламента Аманжал Жамалов сегодня во время презентации проекта республиканского бюджета на 2017-2019 годы, сообщает nur.kz.
«С 2008 года государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства с 2,2 млрд вырос до 32 с лишним млрд долларов США. Затраты на обслуживание долга за четыре года увеличились почти в восемь раз и превышают отдельные важные статьи расходов бюджета – к примеру, на образование и медицину», - отмечает Жамалов.
Он отметил, что резкое увеличение госдолга опасно для сохранности Национального фонда. В пример депутат привел сценарий развития экономики, представленный Нацбанком - при 30 долларах за баррель и 360 тенге за доллар средств из нацфонда для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов хватило бы всего на 5 лет.
«Основные доходы в 2017-2019 годах планируется получать от несырьевого сектора в тенге, при этом в прогнозе мы не видим увеличения добычи и продажи нефти, следовательно, будут уменьшаться валютные доходы государства. Но выплаты по нашим внешним долгам в основном производятся в валюте, то при продолжении таких внешних заимствований мы просто без нацфонда можем остаться», - добавляет министр.
Жамалов также напомнил о цифрах МВФ, согласно которым отношение правительственного долга Казахстана к ВВП в 2014-2015 годах возросло с 14,7 до 23%.
«Сейчас мне могут сказать - ничего страшного, в таргетируемых развитых странах эти цифры достигают от 90 до 100%. Но это для развитых стран с составом ВВП, где преобладает промышленность и услуги, – для Англии, Германии, Великобритании, Франции. Для ресурсных стран ситуация другая – для Норвегии 28%, для России 18%, для Ирана 17%, для Индонезии 27%. Мы их в этих цифрах уже догнали и опережаем», - говорит Жамалов.
Депутату поспешил ответить министр национальной экономики Куандык Бишимбаев. Он заверил, что у Казахстана нет цели увеличения долга до 90-100%.
«У нас действительно есть определенный рост, он связан с реализацией ряда программ, падением доходов. Мы привлекаем длинные и мягкие займы МФО. Пока мы видим, что правительственный долг на уровне 21%, государственный - на уровне 24%. Эта разница связана с активизацией Нацбанка на внутреннем рынке по выпуску краткосрочных нот. То есть часть этого долга краткосрочная и связана с осуществлением Нацбанком своих операций.
Еще один важный показатель – сегодня из нашего общего национального долга, половина это внешний, половина внутренний. То есть 10% от ВВП – это внешний долг, что находится в достаточно, скажем так, контролируемом параметре», - заявил Бишимбаев.
При этом председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова отметила, что депутатский корпус уже в течение пяти лет просит пересмотреть методику подсчета госдолга – на данный момент она не учитывает долги и кредиты предприятий квазигосударственного сектора.
«Вы не учитываете квазигосударственный сектор, где государство является сто процентным акционером. Поэтому мы очень просим, когда вы будете пересматривать политику, чтобы вы в структуру государственного долга включили и квазигосударственный сектор, иначе мы не можем осуществлять контроль», - заключила Карагусова.
Источник: nur.kz.