Одной из обсуждаемых тем социальных сетей вчерашнего дня стало возможное повышение цен ГСМ на казахстанском рынке. Эксперты называли сложившуюся ситуацию «палкой о двух концах», С одной стороны – при существенной разнице стоимости ГСМ в России (здесь он дороже более чем на 35%) и Казахстане, возможен их дефицит в республике, а с другой – при повышении цен на ГСМ в Казахстане, вполне ожидаем и рост цен на продовольственные товары и повышение уровня инфляции в стране.Валерий Полховский, аналитик ГК ForexClub высказал свое мнение по сложившейся ситуации, сообщает fxclub.org.
Чем грозит дороговизна бензина в России для Казахстанского рынка топлива? Возможен ли дефицит?
При наличии открытых границ значительная разница в цене на товары и услуги всегда приведет к арбитражу. Не важно, что это за товар или услуга. Это объективный рыночный процесс. Дефицит топлива, конечно, вряд ли допустят, так как правительство может обязать продавать установленные объемы на внутренний рынок. Однако, у производителей появляется четкий рыночный интерес к тому, чтобы продавать свой товар в России. Так или иначе, они найдут способ делать это в обход. Это может привести к ухудшению качества поставляемого на внутренний рынок топлива.
Поддерживаете ли вы желание правительства Казахстана контролировать стоимость ГСМ в стране? Почему? Чем чревато отсутствие контроля над ценами на казахстанском рынке ГСМ?
Я такое решение понять могу, но не поддерживаю. Это административное регулирование, которое ни к чему хорошему в долгосрочной перспективе не приведет. Цены должны быть свободными. Конечно, это будет всплеск инфляции, но эта инфляции будет носить транзитный характер, и с ней не нужно будет бороться инструментами денежно-кредитной политик. Ее просто надо пережить. Другое дело, что все это несет в себе и не очень приятные социальные последствия, но ту надо выбирать. Либо периодический дефицит и низкое качество, либо свободные, но более высокие цены.
На сколько процентов, по-вашему, можно ожидать роста цен на ГСМ? Почему?
Если цены будут выравниваться, то под те, которые сложились на рынке России, чтобы не допускать арбитража. Соответственно, потенциал роста где-то 36%.
Если цены на ГСМ повысятся, сможет ли инфляция в РК по итогам года уложиться в 6-8%?
Не важно, уложится ли инфляция в 6-8% из-за этого роста цен на ГСМ. Эта часть инфляции будет носить транзитный характер. На нее невозможно и бесполезно воздействовать мерами денежно-кредитной политики и Нацбанк она не должна беспокоить. Ну, а третироватьинфляцию через административное регулирование цен, как показывает мировая практика, в долгосрочной перспективе всегда себе дороже.
Источник: fxclub.org.