Объединение БТА и Казкоммерцбанка закончилось тем, чем ожидалось – продолжением громадной финансовой поддержки со стороны государства. Как прекратить такое крайне неэффективное использование денег налогоплательщиков? 22 ноября этого года глава государства дал интервью информационному агентству Bloomberg News, сообщает Курсив.kz.
На следующий день на Bloomberg вышла заметка с выдержками из интервью относительно текущей ситуации в Казкоммерцбанке.
В интервью президент отметил, что Казкоммерцбанк испытывает трудности с капиталом и сказал, что он нуждается в санации и правительство видит два варианта поддержки банка: либо акционеры найдут средства, либо банк обратится за господдержкой. При этом глава государства пообещал оказать поддержку в случае проблем.
Один из ключевых выводов из таких заявлений главы государства является то, что отечественным вкладчикам и заемщикам банка не стоит беспокоится. С этой точки зрения хорошим примером является БТА банк, где отечественные клиенты никак не пострадали несмотря на очень большие финансовые трудности в этой организации.
В целом, констатация проблем банка главой государства не стала неожиданностью для экспертов. Государственная поддержка объединённых банков бала раньше и никогда не прекращалось. Теперь, по всей видимости, она станет еще больше. С моей точки зрения, на сегодня главный вопрос состоит в том, как остановить бесконечные траты государственных денег сначала на БТА, а теперь на Казком-БТА?
Перед тем как обсудить варианты решения проблем Казкома, давайте посмотрим в чем они заключаются.
На поверхности всё вроде бы неплохо
То, что объединение Казкома и БТА ни к чему хорошему не приведет было понятно с самого начала. БТА держался на плаву искусственным путем и сейчас тоже самое происходит в Казкоме. Однако, если посмотреть полугодовую финансовую отчётность Казкома за 2016 год, то она на первый взгляд выглядит, не сказать, что хорошо, но и не плохо. Казалась бы, о чем беспокоится глава государства?
Прибыль за полугодие у банка - 43 млрд тенге, тогда как в первом полугодии 2015 у него был убыток в 58 млрд. За полгода активы банка снизились на 4%, но это совсем небольшое снижение, которое легко может обернуться аналогичны ростом в течении месяца.
Единственно, что сразу вызывает озабоченность при анализе полугодовой финансовой отчётности – это низкий уровень ликвидных активов (7% от суммарных активов на конец полугодия при 10% на начало года). Однако, с учетом неплохой прибыльности, низкий уровень ликвидности не вызывает больших опасений.
Все это, как говорится, находится на поверхности. Теперь давайте посмотрим, на что обращали внимание международные рейтинговые агентства, когда давали Казкому низкие рейтинги.
Проблемы с доходами и ликвидностью
Если вы посмотрите отчет о движении денежных средств, то обнаружите, что банк показав прибыль в сумме 43 млрд тенге, почему-то имеет отрицательные денежные потоки от доходов и расходов (денежный убыток) на практически аналогичную сумму - 40 млрд тенге (13 млрд – это чистый отток денег от доходов и расходов до налогов и 27 млрд - налог на прибыль уплаченный). То есть, банк имеет прибыль только на бумаге, а по факту он проедает свою ликвидность (поедает сам себя).
Такая, казалось бы, необычная ситуация, становится понятной, когда вы сравните начисленные процентные доходы по коммерческим кредитам с реально полученными. Так в примечании к полугодовой финансовой отчётности начисленные «Проценты по ссудам, предоставленным клиентам» составляют 192 млрд тенге. При этом аналогичная статья в отчете о движении денежных средств показывает всего 76 млрд тенге.
То есть банк, «живыми» деньгами собрал всего 40% от процентных доходов, начисленных на кредиты клиентам. 116 млрд процентного дохода не было собрано! При этом Казком практически полностью оплатил свои начисленные процентные и операционный расходы. Теперь давайте посмотрим почему так плохо собирались процентные доходы.
Главная причина – это кредит БТА банку. Согласно финансовой отчётности кредитный портфель банка в целом составляет 4.1 триллиона тенге. Кредит БТА банку составляет 2.5 трлн тенге (7,3 млрд долларов по курсу 340 KZT/USD) или 60% от кредитного портфеля. Начисленные процентные доходы по кредиту за полугодие составили 113 млрд тенге (суммы кредита и доходы по БТА отражены в примечании 16 «Операции со связанными сторонами»).
Напомню, что в БТА банке были собраны самые плохие кредиты как от самого БТА, так и от Казкома. Заёмщики по таким кредитам не зарабатывают доходов и не платят по кредиту. Единственным источником денег для таких проблемных кредитов является реализация залогов или сдача их в аренду. С учетом того, что у проблемных заемщиков их проблемы обычно распространяются и на залоги, то не стоит ожидать хороших денежных потоков по кредиту БТА банку.
Все это позволяет с уверенностью допустить, что из 116 млрд несобранных процентных доходов подавляющая часть принадлежит кредиту БТА банка. Кстати, показатель собираемости процентных доходов, является отличным показателем, чтобы оценить другие наши банки - насколько адекватно они создают провизии по своим кредитным портфелям.
Кредит БТА и капитал Казкома
В соответствии с примечанием 16, по кредиту БТА созданы провизии на сумму 53 млрд тенге или 2,2% от суммы кредита. Упрощенно говоря, сумма провизии означает ожидания Казкома, что БТА вернет 97.8% кредита вместе с процентами.
Здесь не надо быть особым экспертом, чтобы понять, что сумма провизий кредиту БТА невероятно занижена, с учетом того, что он будет возвращаться только за счет реализации или аренды залога. Напомню, что все эти залоги были взяты банками до кризиса 2007-2009, когда «мыльный пузырь» на рынке недвижимости был на самом максимуме. Интересно, что такой, казалось бы, очевидный факт оказался совсем неочевидным для Нацбанка и внешних аудиторов (Делойт).
Трудно сказать, какая часть кредита БТА банку вернется в Казком, но с учетом долгосрочного падения рынка недвижимости можно с уверенностью сказать, что не вернется большая часть этого кредита.
На конец полугодия капитал банка составлял 423 млрд тенге или 17,1% от суммы кредита. Это означает, что если по кредиту БТА создать провизии на сумму более 50%, то кредитный убыток по такой операции будет в три раза больше чем капитал банка.
Интересно, что сумма кредита БТА в 5,8 раз больше капитала Казкома. При этом, есть очень жесткий норматив Нацбанка, устанавливающий, что для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями, сумма кредита не может быть больше 10% от капитала. То есть кредит БТА банку должен быть не больше 42,3 млрд тенге. Что называется, почувствуйте разницу с текущей суммой кредита в 2 471 млрд тенге. С этой точки зрения, все горячие обсуждения о необходимости того, чтобы Нацбанк срочно провел стресс тестирование крупнейших банков, выглядят просто смешно.
С учетом отрицательных денежных потоков от операционной деятельности и негативного капитала (по факту, а не на бумаге) - Казком классический банкрот, точно также как им был БТА банк до слияния с Казкомом. Повторюсь, это не означает, что сейчас надо бежать в банк и снимать деньги. Опыт БТА банка и заявления главы государства показывают, что беспокоится не надо, и эта проблема решится. Сейчас вопрос со стороны государства стоит только в том, как решить эту проблему максимально эффективно с минимальными затратами.
Какими могут быть проблемы от несостоятельности Казкома?
В любое время, а особенно во время экономических и финансовых кризисов, могут возникнуть обстоятельства, когда наиболее крупные и именитые банки становятся несостоятельными. При этом, урегулирование несостоятельных банков сильно отличается от стандартных мер, используемых в соответствии с законодательством о банкротстве и реабилитации. Это связано с рядом причин.
Банки финансово неустойчивы. Их финансовые обязательства (прежде всего депозиты физических и юридических лиц) намного более подвижны, чем активы (прежде всего это касается банковских кредитов). Также качество активов банка довольно непрозрачно, что ограничивает возможность оценить глубину неустойчивости банка.
Помимо этого, банки играют важнейшую роль в функционировании финансовой системы страны, и неплатежеспособность одного банка может иметь эффект домино, что в свою очередь может катастрофически повлиять на финансовую систему и экономику страны в целом.
Поэтому очень важно оценивать издержки, связанные с несостоятельностью банка. Их можно разделить на четыре категории.
Влияние на клиентов банка, заключаются в том, что банки держат у себя ликвидные средства юридических и физических лиц на депозитах и текущих счетах. В случае своей неплатежеспособности он может прекратить платежные услуги для своих клиентов. Незастрахованные вкладчики в конечном итоге могут потерять свои деньги целиком или частично. Также банки кредитуют экономику и, в случае несостоятельности банка, у заемщиков могут возникнуть серьезные проблемы в поиске альтернативных источников финансирования.
Влияние на финансовый рынок заключается в том, что неплатежеспособность банка может сильно повлиять на функционирование платежной системы. Несостоятельность одного банка может запустить панические настроения клиентов других банков, что может привести к неплатежеспособности новых банков. Также неплатежеспособный банк может иметь большие кредиты от других банков, что может привести к проблемам в банках-кредиторах. Помимо этого, ускоренная распродажа активов несостоятельного банка может привести негативным изменениям на рынке.
С точки зрения государственных расходов, помимо возврата денег физических лиц, гарантированных государством, урегулирование несостоятельного банка в большинстве своем происходит с использованием государственных денег. Они используются для рекапитализации несостоятельного банка, для оплаты административных расходов в процессе реорганизации и ликвидации банка, и в других случаях. Часто государственные деньги нужны в срочном порядке и в больших объемах, что может негативно сказаться на госбюджете, на курсе нацвалюты, и даже на росте ВВП. Негативный эффект от этого увеличивается если в экономике страны уже присутствуют кризисные явления.
Также, при оказании финансовой помощи со стороны государства, возникает проблема - moral hazard.
Когда в банковской системе или в экономике в целом происходят кризисные явления, то некоторые крупнейшие банки, их акционеры и кредиторы могут посчитать, что им гарантирована государственная поддержка в случае финансовых проблем. Исходя из этих соображений, они могут брать на себя избыточные риски, что может привести к дополнительным государственным расходам и повышенным рискам для банковской системы и для всей экономики в целом.
Как эффективно решить проблемы Казкома?
Путей решения несколько, однако можно однозначно сказать, что государство наконец-то должно остановить распространение «заразы» несостоятельности БТА, а теперь Казком-БТА, на другие банки.
Обсуждаемая сейчас возможность слияния Народного банка с Казкомом, по примеру того, как этот было сделано с Казкомом и БТА – это один из наиболее плохих вариантов решения проблемы. Такой подход только отсрочит и резко усилит проблему и государственные расходы с течением времени. На такого монстра в конце концов у правительства не хватит денег для поддержки и воздействие на финансовую систему и экономику страны будет еще большим и катастрофическим.
Не буду останавливаться на других вариантах, а опишу только один, на мой взгляд, наиболее подходящий.
Из-за негативного капитала Казкома государству надо жестко признать, что новые акционеры полностью потеряли свои деньги и они больше не являются владельцами банка. Нацбанк должен ввести временную администрацию в Казкоме. После этого Фонд стрессовых активов за счет денег Нацфонда должен полностью выкупить кредит БТА, так чтобы его проблемы никогда больше не вернулись в банковскую систему (что называется, остановить распространение заразы).
После разделения балансов Казкома и БТА, если не рассматривать текущий кредит БТА банку, то в Казкоме остались более или менее хорошие активы и неплохая депозитная база. После полного выкупа кредита БТА, банк немедленно превратится в средний банк с очень большой филиальной сетью и клиентской базой и будет вполне привлекательным для приобретения любым банком.
Казком станет средним банком в основном потому, что на сегодня его ликвидность во многом поддерживается за счет депозитов госкомпаний, которые размещают свои деньги в банке под принуждением от правительства. Как только произойдет выкуп кредита БТА, у Казкома появится возможность вернуть деньги госкомпаниям без проблем для своей платёжеспособности.
В этом варианте ключевой вопрос, по какой цене выкупать кредит БТА? Чтобы не оставлять финансовую «дыру» (негативный капитал) в Казкоме, для полного выкупа необходимо заплатить по крайней мере сумму кредита за минусом капитала (2 трлн тенге или 6 млрд долларов). Причем, эта сумма практически полностью уйдет из банка, когда госкомпании начнут выводить свои «принужденные» депозиты.
Сумма выглядит просто невероятно большой, однако, я считаю, её необходимо потратить, чтобы решить следующие проблемы.
Источник: Курсив.kz