В Алматы прошел I Международный бизнес-саммит Retail Business Kazakhstan 2014. Участниками саммита стали более 200 человек. К ним присоединились представители государственных структур – впервые на одной площадке состоялся диалог двух сторон с целью решения насущных вопросов ритейла в Казахстане.
Особенно остро стоял вопрос о государственной поддержке бизнеса торговли. Депутат мажилиса Елена Тарасенко отметила, что Казахстан сейчас находится на переходном этапе к обновлению системы розничной торговли, внедрению новых решений и форматов. К слову, экономические показатели товарооборота с каждым годом растут. За последние 10 лет потребление ВВП на душу населения в стране увеличилось в 17 раз: с $700 до $12 тыс. Средняя заработная плата достигла 99 тыс. тенге. Численность населения, занятого в торговле, достигает 1-2 млн человек, это 13,4% всего трудоспособного населения страны. Объем торговых операций в общем объеме товарооборота увеличился на 86%. В связи с этим все эксперты были единодушны в необходимости и важности улучшения условий для предпринимательской деятельности.
Представители бизнеса обсудили на саммите актуальные внутренние проблемы отрасли. Так, например, особенно остро стоит вопрос кадровой политики как в индустрии моды, так и в ювелирном бизнесе. Fashion buyer сети бутиков Savage Лилия Рах прокомментировала ситуацию: «Профессия продавца в ритейле плохо востребована. Нет специализированной школы. От этого страдаем мы – работодатели, наши клиенты, которые не имеют достойного обслуживания, и сами молодые ребята, которые, может быть, и хотели бы стать профессионалами, а учиться негде». В параллельной сессии этот же вопрос обсуждали президент Казахстанской ассоциации ювелирного бизнеса Ильяс Сулейменов и вице-президент «Казахювелир» Айдос Жумагулов.
«У нас нет ни одного учебного заведения, которое бы подготовило профессионалов в области производства», - сказал Ильяс Сулейменов о подготовке квалифицированных мастеров ювелирного дела.
На саммите во внимание также был взят вопрос о развитии бренда «Сделано в Казахстане». По словам участников, казахстанским компаниям-производителям сложно конкурировать с российскими и белорусскими компаниями. Одной из причин насыщения рынка зарубежными производителями выделили неумение местных производителей сокращать расходы на менеджмент, логистику, учет, чтобы снизить цену. В итоге высокие цены на казахстанские товары приводят к низкой наценке супермаркетами и их незаинтересованности в сотрудничестве.
Организаторы саммита намерены сделать мероприятие ежегодным.