2014 год заканчивается падающими ценами на нефть и общей нестабильностью в геополитике и экономике. Что в связи с этим ждет Казахстан в будущем году, рассказали эксперты, передаёт Kapital.kz
Последствия февральской девальвации 2014 года повлияют на экономическую ситуацию в будущем году, считает аналитик компании FIBO Group Юрий Цигуш.
«Последствия от девальвации тенге негативно повлияли на частное потребление и благосостояние населения. А также в связи с этим получилось ужесточение условий кредитования по потребительским кредитам. Потому вопрос расширения масштабов существующих программ социальной помощи и поддержки занятости остается открытым», – говорит эксперт.
Экономист Петр Своик считает, что власти и политика Нацбанка сделают все, чтобы девальвация в итоге не случилась. Тем не менее, вопрос об этом будет висеть весь следующий год, а это, считает эксперт, серьезный вызов для экономики.
Также эксперты связывают вызовы для Казахстана с северным соседом. Но по разным причинам.
«Одним из главных рисков для экономики Казахстана является формирование энергонезависимости и экономической независимости от России в ближайшем будущем. Об этом в прошлом месяце заявил премьер-министр Казахстана Карим Масимов. По его словам, энергетическая безопасность – это одна из основных проблем нашего времени. А экономический рост способствует повышению спроса на энергетические ресурсы. Потому поиск новых возобновляемых источников энергии и развитие транзитных коридоров является одним из ключей к обеспечению глобальной энергетической безопасности. А учитывая то, что с 24 ноября Казахстан прекратил поставки электроэнергии в Россию по причине девальвации рубля, то, возможно, отношение и понимание данной ситуации с российской стороны в будущем может быть не совсем объективным и созидательным. Что заставит в еще более кратчайшие сроки диверсифицировать маршруты поставок энергии как на Восток, так и на Запад», – говорит Юрий Цигуш.
По мнению же Петра Своика, сложности российской экономики могут повлиять на курс тенге: «Если не в первой половине года, то во второй ситуация в РФ будет связана с кадровыми заменами и принципиальными изменениями в экономической политике страны. Поэтому та попытка наших властей поддерживать курс тенге будет накладываться на реакцию по отношению к изменениям экономическим у северного соседа».
Другим слабым звеном нашей экономики, уже в основном внутренним, является ситуация в промышленности, считает эксперт FIBO.
«В Казахстане остается низкая динамика роста промышленного производства. Основными причинами этого была остановка добычи нефти на Кашагане, остановка Жезказганского медеплавильного завода на реконструкцию, снижение конкурентоспособности на внешних рынках отечественной химической продукции и уменьшение внешнего спроса со стороны Китая и России на металлы и металлургическую продукцию Казахстана. Добавлю, что Всемирный банк также снизил свой прогноз роста ВВП Казахстана в 2014 году. А реальный рост ВВП Казахстана снизился с 6% в 2013 году до 4% за первые девять месяцев 2014 года», – говорит Юрий Цигуш.
Возвращаясь к внешним рискам, стоит отметить Евразийский союз, считает Петр Своик. Экономический союз, уже сейчас развивающийся не без сложностей, будет ждать новые вызовы. «Он, ЕЭС, будет развиваться, подключится Армения, но он будет натыкаться постоянно на те проблемы, на которые и сейчас уже натыкается. Речь не только о яростной риторике Лукашенко, но и таких его реальных действиях, как восстановление таможенных границ или требование торговать в долларах. В казахстанском случае тоже что-то будет, в более мягком варианте, но будет», – подчеркнул Своик.