Несмотря на безудержные скачки доллара и сложное экономическое положение в стране и мире, некоторые секторы экономики показывают уверенный рост и динамично развиваются. Одним из таковых в Казахстане является индустрия моды. О том, кому интересна дизайнерская одежда от казахстанских модельеров и какой процент соотечественников готов сегодня позволить себе покупать люксовые вещи, в программе «Деловое время» на телеканале «Алматы» рассказали дизайнеры Татьяна Цой и Тамара Ламанукаева.
«Те, кто следят за гламурными мероприятиями, знают, что Казахстан и его дизайнеры семимильными шагами идут к мировым подиумам. На сегодняшний день зачатки того, что это рынок, уже есть. Это не совсем развитый рынок, но какая-то структура уже появляется. И это очень хорошо», - считает дизайнер Татьяна Цой
Ее поддерживает коллега Тамара Ламанукаева, она также считает, что казахстанский рынок Fashion-индустрии уже почти сформировался как полноценный.
«Рынок уже есть, если кто-то займется этим и будет продвигать так, как надо, то рынок будет расти, потому что начало уже положено. И, как любой рынок, он реагирует на введенное в августе инфляционное таргетирование и усиленный рост доллара в нашей стране», - пояснила Цой.
Дизайнеры считают, что индустрия моды, так же как и все иные рынки, болезненно отреагировала на внезапный скачок американской валюты.
«Безусловно, Fashion-индустрия реагирует, и мы все зависим от курса доллара. Мы закупаем ткани, у нас работают люди, и мы должны оплачивать, привязываясь к какому-то курсу. И рынок реагирует отрицательно, что называется, на уровне минус. Потери мы несем, и это грустно. Они существенны и ощутимы на сегодняшний день», - сказала Цой.
По словам экспертов «Делового времени», потери проявляются в снижении покупательской способности, повышении стоимости тканей, аренды магазинов, а также зарплат персонала. Поэтому, чтобы минимизировать свои потери, дизайнеры вынуждены повышать стоимость конечного товара, то есть люксовой одежды.
«Хоть мы и стоим перед неминуемым повышением стоимости конечного товара или закрытием бизнеса, мы держимся до последнего и не поднимаем цены, однако, даже идя на уступки, мы не можем удержать наработанную клиентскую базу. Покупателей становится намного меньше. Это видно и по количеству посетителей ТРЦ», - сказала Ламанукаева.
Также в прямом эфире телеканала «Алматы» дизайнеры прокомментировали и ситуацию с недавним скандалом арендаторов ТРЦ «Мега» с администрацией центра, поднявшей стоимость аренды бутиков на 100%.
«Мы недавно столкнулись с этой проблемой, в одном ТРЦ и нам на 100% подняли аренду. Этот вопрос поднимали все бутики рядом с нами, но они нам просто дали понять - если вам не нравится, то вы можете уходить. А что нам делать? Мы в этом ТРЦ больше трех лет, и поэтому эта точка для нас наработана как шоу-рум, и нам просто остается платить эти бешеные деньги, оставаться там и ждать, что ситуация изменится», - сказала Ламанукаева.
Между тем из-за вышеуказанных трудностей, с которыми казахстанские дизайнеры столкнулись ввиду экономического кризиса, прекращать свою деятельность они не собираются, даже несмотря на то что 90% казахстанцев, по их мнению, одеваются в масс-маркет и люксовую одежду позволить себе не могут.
«Процентная доля тех, кто одевается в дешевых масс-маркетах, гораздо больше тех, кто одевается в люксовую одежду. Но сказать о том, что к дизайнерской одежде пропадает интерес, я не могу. Интерес на сегодня в общем и целом потихоньку растет. Тенденция такова. Но это только лишь интерес», - сказала Цой.
Дизайнера поддержала коллега.
«Тех, кто одевается в масс-маркет, большинство — 80-90 процентов. Что касается любителей казахстанских брендов, они, конечно, есть, но они боятся, им кажется, что если дизайнерская одежда, то это бешеные деньги. Но я хочу сказать, что наши казахстанские дизайнеры хотят сделать одежду по такой цене, чтобы это было доступно каждому второму — это от среднего класса и до люкс. Не нужно бояться, нужно больше интересоваться, смотреть и спрашивать цену и качество, оно тоже не уступает», - заключила Тамара Ламанукаева.
Источник: almaty.tv