Национальная палата предпринимателей РК провела мониторинг качества оказания 30 государственных услуг. Об итогах проверки рассказал заместитель директора департамента общественного мониторинга НПП РК Ербол Устемиров.
- Мы проводили мониторинг с той целью, чтобы выявить, какие существуют административные барьеры в данной сфере, узнать, какие процедурные и субъективные нарушения допускают государственные служащие.
Всего в ходе общественного мониторинга проведено анкетирование 12839 предпринимателей, 141 фокус-группа, 327 «таинственных покупателей», интервьюировано 589 респондентов, в 389 государственных органах проведены наблюдения общей продолжительностью 4614 часов.
Около 45% опрошенных предпринимателей заявили о том, что сложившиеся условия для получения государственной услуги вынуждают их прибегать к незаконным методам решения вопросов.
Более того, чаще всего с коррупцией сталкиваются начинающие предприятия, которым в процессе развития своего бизнеса приходится встраиваться в систему коррупционных отношений.
- Можете назвать госорганы, где чаще всего бизнесменам приходится прибегать к взяткам для получения той или иной услуги?
- Наиболее коррупциогенными являются территориальные департаменты государственного архитектурно-строительного контроля, где зачастую для предпринимателей создаются различные административные барьеры при предоставлении лицензий.
Предприниматели Павлодарской области пожаловались на невозможность получения в департаменте государственного архитектурно-строительного контроля лицензии без посредников, им отказывают по различным основаниям, однако при сдаче того же пакета документов через посредников лицензия выдается.
Высокий уровень коррупциогенности также отмечается в налоговых органах, органах санитарно-эпидемиологического надзора, органах архитектуры и по земельным отношениям, РГП «Научно-производственный центр земельного кадастра». Так, работники в исполнительных органах Восточно-Казахстанской области при выдаче архитектурно-планировочного задания требуют различное количество документов и услугу оказывают с нарушением сроков. Хотя согласно стандарту услуга должна оказываться максимум в течение 15 дней, предоставляться 4 документа (для несейсмичных районов - 3), между тем в Курчатове требуют предоставления 5 документов, в Абайском районе услугу оказывают в срок до 22 дней.
В целом по стране количество неудовлетворенных качеством оказываемых государственных услуг предпринимателей составило 35,4% от общего числа респондентов.
- По каким услугам больше всего поступило претензий и замечаний от предпринимателей и как складывается ситуация в разрезе регионов?
- В большинстве случаев это выдача архитектурно-планировочного задания, таможенная очистка и выпуск товара, выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка, утверждение землеустроительных проектов, предоставление субсидирования в рамках программы "Дорожная карта бизнеса - 2020".
Предприниматели из анализируемых 30 услуг по 26 высказали замечания по некомпетентности работников государственных органов, по 22 – необеспеченности доступности услуги в части отсутствия информации о порядке получения услуги, сложности установленных форм, по 18 - по срокам оказания и обслуживания.
Наибольшая степень неудовлетворенности качеством оказания государственных услуг имеет место в городах Астане, Алматы и Актюбинской области.
Большинство предпринимателей отметили некомпентентность работников Центров обслуживания населения, которые часто не могут дать консультации по процедуре оказания услуги либо дают неправильные разъяснения и принимают неполный перечень документов, что впоследствии влечет отказ в предоставлении услуги, сбор и повторную сдачу документов.
Результаты общественного мониторинга мы направили в правительство и Агентство по делам государственной службы с просьбой дать поручения центральным и местным государственным органам для принятия комплексных мер по устранению и недопущению выявленных проблем и нарушений.
Подготовила Карлыгаш Жусупбекова