Большинство казахстанцев перестали покупать жилье в ипотеку, говорят профучастники рынка недвижимости. Да и сами банки не стремятся выдавать такие займы, поскольку у них существуют проблемы с привлечением «длинных» денег.
Как рассказали в риелторской компании Almaty-Luxe, если до девальвации жилье в ипотеку покупали 10% клиентов, то после нее еще ни одной заявки на покупку жилья в ипотеку не поступало. «Скорее всего, это связано с тем, что стоимость доллара выросла, а уровень зарплаты многих людей остался на прежнем уровне», – считают риелторы.
Данные Агентства РК по статистике свидетельствуют о снижении покупательской активности в целом. Так, в феврале 2014 года было зарегистрировано 11 832 сделки купли-продажи жилья, тогда как в марте аналогичный показатель составил 9933 договора. По сравнению с предыдущим месяцем показатель уменьшился на 16%. В целом, если говорить о 3 месяцах текущего года, количество сделок купли-продажи по сравнению с I кварталом 2013 года уменьшилось на 8,7%. Однако какая доля из этой цифры приходится на ипотеку, а какая на наличные деньги, в агентстве не уточняют.
Между тем об обратной тенденции говорит председатель правления Казкоммерцбанка Нина Жусупова. Она сообщила, что в феврале текущего года Казкоммерцбанк, участвующий в программе достройки жилой недвижимости, выполнил полугодовой план по ее продаже. «У нас есть несколько клиентов, которые с помощью банка достраивали свои объекты. Весь отложенный спрос на квартиры в течение февраля был реализован. В 2013 году мы продали жилой недвижимости, возведенной нашими партнерами, почти на $230 млн. При этом только за февраль 2014 года только в Алматы и Астане было продано квартир почти на $50 млн. Мы понимаем, что вряд ли этот февральский показатель нам удастся улучшить в последующие месяцы», – сказала она. При этом, по словам финансиста, если рассматривать структуру спроса на рынке, в феврале люди в основном покупали недорогие квартиры с небольшой площадью. «Именно поэтому мы воспринимаем тот активный спрос в феврале как инвестиционное решение, которое было принято покупателями», – отметила Жусупова.
Что же касается ипотеки, то о том, что в результате февральского 20%-ного удорожания доллара больше всего пострадает именно этот сектор, говорила председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова. «В результате девальвации больше просядет ипотечное кредитование», - сказала она.
В свою очередь заместитель председателя правления ДБ Сбербанк Шухрат Садыров говорит о том, что на рынок повлияла не столько девальвация, сколько другая проблема этого сектора кредитования – отсутствие «длинного» фондирования. «Основной драйвер ипотеки на сегодняшний момент - это фондирование у банков. Как только у банков будет длинное фондирование, ипотека начнет мощно развиваться. Потому что у банков ограниченные ресурсы с точки зрения сроков», – сказал Шухрат Садыров. При этом он отметил, что для банков нет разницы – кредитовать на 7 лет производство или выдать на 10 лет ипотеку. В любом случае источником для финансирования являются депозиты населения и вклады государственных компаний.
Кстати, по словам Нины Жусуповой, именно из-за нехватки ресурсов Казкоммерцбанк приостановил выдачу ипотечных кредитов. «У нас было принято решение, согласно которому мы считаем, что ипотеку выдавать в долларах очень сложно. Это несет в себе повышенные риски. Что касается тенговых продуктов, то мы сейчас не располагаем 20-25-летними тенговыми ресурсами, которые можно было бы направить на финансирование ипотеки», – сказала она. Однако Жусупова не исключает возобновления выдачи ипотеки. «Если этот вопрос будет как-нибудь решен с точки зрения фондирования», – добавила финансист.
В свою очередь Садыров видит решение проблемы в развитии облигационного рынка. «Для того чтобы банки могли секьюритизировать свой портфель, нужно выпускать длинные бумаги. В этом отношении, конечно, нужно развивать и внутренний рынок облигаций, может быть, в том числе и ипотечных облигаций. Если, например, государственные институты, такие как Казахстанская ипотечная компания, будут иметь возможность выкупать эти облигации у банков, то у нас появится ресурс выдавать ипотеку», – заключил он.
О низкой активности банков в секторе в последнее время говорят и статистические данные комитета по финнадзору. Так, доля ипотеки в ссудном портфеле банковского сектора за год (январь 2014 г. к январю 2013 г.) снизилась с 7,2 до 6,7%.
Источник: kursiv.kz