Вовлечение частного сектора в экономическую жизнь страны – вот что может помочь Казахстану реализовать свой потенциал в несырьевом секторе. однако прежде нашему государству нужно суметь найти нужный подход к отечественному бизнесу. о том, как это можно воплотить в жизнь, в интервью «&» рассказал региональный менеджер IFC в центральной азии Моаззам Мекан.
Чем IFC интересны такие развивающиеся рынки, как Казахстан?
Как известно, глобальной задачей нашей организации является создание возможностей для выхода из бедности и улучшения условий жизни людей. Мы оказываем содействие развивающимся странам в обеспечении устойчивого развития, способствуя созданию рабочих мест и преодолению бедности. Поэтому IFC осуществляет поддержку частного сектора путем предоставления инвестиций, мобилизации капитала, продвижения открытых и конкурентных рынков, а также предоставления консультативных услуг компаниям и правительствам. Мы также помогаем частным компаниям стимулировать инновации.
Для Казахстана, равно как и для других экономик с богатыми ресурсами, очень важно диверсифицировать экономику в целях снижения волатильности экономического роста и обеспечения устойчивого роста, создавать человеческий капитал, рабочие места и равномерно распределять плоды экономического развития среди населения.
А если говорить о потенциале внешних и внутренних источников капитала, как вы оцениваете интерес инвесторов к казахстанскому рынку?
Ваше государство по сравнению с другими странами находится в очень хорошем положении. Казахстан является развивающейся страной, имеющей свои богатые запасы сырьевых ресурсов, продажа которых обеспечивает постоянный доход. Исходя из этого, основные доступные средства для Казахстана имеют сугубо внутренний характер. Но не стоит упускать из виду пул международного капитала, который доступен для всех стран мира. Однако здесь работает правило: деньги текут туда, где можно получить прибыль при минимальном риске. За последние годы мы наблюдаем приток инвестиций в Казахстан. Это не только те деньги, которые получает нефтегазовый и горнодобывающий сектор. Сегодня в Казахстане есть неплохой потенциал инвестирования как в инфраструктуру, так и в любой другой сектор экономики. Реализовать его в полном объеме получится только в том случае, если правительство окажет содействие, открыв доступ частному сектору к инвестированию в те секторы, в которых он сможет работать и получать прибыль.
Есть, конечно, еще и банки развития, такие как Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. Но я считаю, что в сравнении с потенциалом частного сектора это относительно небольшой объем инвестиций.
Если мы говорим о частном секторе, то, скорее всего, речь идет об активизации в части государственно-частного партнерства (ГЧП). Как вы оцениваете развитие данного направления взаимодействия государства и бизнеса в нашей стране? Может быть, у вас есть советы, как отладить этот механизм?
ГЧП в Казахстане имеет огромный потенциал, но он, к сожалению, пока еще не полностью оценен и использован. Казахстанское правительство принимает все необходимые меры, чтобы этот инструмент начал пользоваться популярностью у частного бизнеса. IFC и ЕБРР тоже выступили с инициативой по реализации одного из таких проектов, а именно оказании консультативных услуг по строительству Алматинской кольцевой дороги.
Казахстан с его огромными территориями и инфраструктурой нуждается в том, чтобы таких инициатив и проектов становилось все больше. В моем понимании проекты по ГЧП должны быть нормой. Поэтому мы со своей стороны надеемся выполнить этот проект и думаем, что он сможет стать примером, за которым последуют и другие проекты в области ГЧП. Ведь механизм ГЧП может быть использован не только в таких больших инфраструктурных проектах, как строительство дорог, аэропортов, но и охватывать социальные направления — строительство больниц, госпиталей, образовательных учреждений и т.д.
На сегодняшний день IFC реализовала около 160-200 проектов ГЧП по всему миру. Это очень интересная сфера, и мы считаем, что она будет развиваться. В Казахстане мы начинаем пока только первые свои проекты в этом направлении. В перспективе, помимо Алматинской кольцевой дороги, мы рассматриваем возможность участия в проекте по созданию холодильных камер для хранения плодоовощной продукции на юге Казахстана.
Но в планах у Казахстана и более масштабные проекты. Сегодня наша страна встает на рельсы «зеленой» экономики. Только внутренними инвестициями здесь не обойтись. Собственными силами пройти по пути альтернативной энергетики и других «зеленых» проектов нам не удастся. Насколько это может заинтересовать иностранных инвесторов?
Важно признать, что Казахстан имеет очень выгодное месторасположение для реализации проектов «зеленой» энергетики. Здесь есть ресурсы сразу для ветряной, водной и солнечной энергии. Это является преимуществом с учетом того, что Казахстан, находясь в процессе развития, постоянно нуждается в дополнительной энергии. Вопрос в том, будете ли вы добывать энергию из твердого топлива или начнете активнее использовать альтернативные источники энергии. Да, в Казахстане огромные запасы нефти и газа. Но их можно экспортировать и получать в экономику страны хорошие доходы. А для внутреннего пользования энергию можно получать с помощью альтернативных источников.
Такую тенденцию мы наблюдаем в больших странах, таких как Китай и Индия. Эти страны переходят на возобновляемые источники энергии. Мы знаем, что в Казахстане определенная часть частного сектора тоже готова в это инвестировать. Одни заинтересованы работать с ветряной энергией, другие — с солнечной. Мы со своей стороны всячески поддерживаем и работаем с такими инвесторами. Тем не менее сегодня требуются специальное законодательство и усовершенствованные подзаконные акты, чтобы повысить уровень исполнения этих законов на местах.
Расскажите, что сегодня представляет собой инвестиционный портфель IFC в Казахстане? Что это за проекты?
Признаюсь, инвестиционный портфель IFC в Казахстане относительно скромен, около $400 млн. Относительно размера казахстанской экономики это, конечно, мало, однако это является свидетельством факта достаточности внутреннего капитала, что, в свою очередь, снижает роль IFC в больших проектах. Деятельность IFC в основном направлена на развитие частного сектора. Большую часть своих средств мы инвестируем в финансовый сектор, но есть и другие направления, к примеру, IFC сейчас начинает работать с инфраструктурными проектами. Мы стараемся обеспечить диверсификацию нашего портфеля. У нас есть инвестиции в финансовые рынки, агробизнес, розничную торговлю, строительные материалы и развитие железнодорожной инфраструктуры. Помимо этого мы оказываем еще и консультативные услуги.
Полную версию читайте в газете "Бизнес & Власть"