В списке наиболее актуальных для самого крупного города Казахстана проблем общественный транспорт занимает первое место, что в очередной раз подтвердил ноябрьский природный катаклизм. Несоблюдение графика маршрута, долгие «перекуры» на конечных остановках, грубость со стороны водителей и кондукторов – именно на эти явления чаще всего жалуются алматинцы, сообщает kursiv.kz.
Инициаторы проекта «Устойчивый транспорт Алматы» надеются, что ситуацию исправит запуск портала «Официальный интернет-ресурс общественного транспорта Алматы».
Сайт www.alatransit.kz создан при поддержке акимата Алматы и, как отмечают авторы проекта, «призван способствовать совершенствованию качества оказываемых услуг по перевозкам населения с помощью мониторинга предложений и регистрации жалоб». По словам менеджера проекта «Устойчивый транспорт Алматы» Елены Ерзакович, вопрос, как улучшить информирование населения о работе общественного транспорта, давно стоял на повестке дня. По результатам недавно проведенного в рамках проекта социологического опроса, общественным транспортом пользуются свыше 66% алматинцев, то есть речь идет о достаточно большом количестве людей. И дефицит оперативной информации о маршрутах, графике передвижения – один из серьезных минусов алматинской транспортной системы.
По словам Елены Ерзакович, разработке проекта предшествовало изучение опыта примерно 10 больших городов. Попытки решить проблему информационного дефицита предпринимались и в Алматы. «В 2011 году был разработан сайт, который делала одна из «дочек» акимата, Центр информационных технологий, но он прекратил существование больше года назад. Инновационность ресурса была в том, что там горожане могли оставлять замечания и видео о работе общественного транспорта. Тогда возникли трудности, связанные с вопросом о том, кто будет заниматься администрированием – это вообще больной вопрос, когда мы говорим о сайтах госорганов и информационных порталах, которые должны предоставлять качественные сервисно-информационные услуги населению на постоянной основе. При разработке этого сайта мы столкнулись с теми же проблемами: с одной стороны, нам нужно было создать удобный пользовательский сервис, с другой – выяснить, какая информация необходима населению и в какой форме ее следует подать. Кроме того, встал вопрос, кто будет вести сайт», - рассказывает Елена Ерзакович.
Информация на портале представлена на трех языках. Требование о наличии англоязычной версии было выдвинуто в связи с тем, что уже сегодня Алматы принимает иностранных туристов, в период проведения Универсиады количество гостей увеличится. При этом путешественники из-за рубежа, которые привыкли пользоваться общественным транспортом у себя дома, жаловались на отсутствие внятной информации об общественном транспорте Алматы на английском языке. На портале объединена информация по всем видам транспорта (в городе в настоящее время функционирует 91 автобусный и 8 троллейбусных маршрутов), включая систему общественных велосипедов Almaty Bike (представлена информация о велопарковках, велостоянках).
Информацию о маршрутной сети представлена в двух видах. Инициаторы создания ресурса www.alatransit.kz договорились с разработчиком приложения CityBus и не стали строить новый софт, связанный с отслеживанием маршрута.
«Мы получаем данные от CityBus, который, в свою очередь, ориентируется на данные центральной диспетчерской общественного транспорта Алматы. Через сайт можно зайти на это приложение, там же можно скачать мобильную версию, посмотреть актуальную информацию относительно движения того или иного маршрута», - пояснила Елена Ерзакович. Для пассажиров, не пользующихся смартфонами, на сайте представлен раздел, где схемы движения маршрутов представлены в традиционном виде, как они вывешены в транспорте. Эти схемы разрабатываются акиматом, и по мере изменения маршрутов будет обновлена информация на портале. Там же, пояснили эксперты, в отдельном разделе будет опубликована обновленная информация о реализации проекта легкорельсового трамвая.
Разработчики ресурса собрали информацию о тарифах, в том числе данные с сайта системы «Онай», материалы проекта «Устойчивый транспорт Алматы» и документы, регулирующие деятельность транспортной отрасли, в частности, правила пассажирских перевозок.
На сайте представлена таблица с перечислением перевозчиков и маршрутов, которые обслуживает та или иная компания. Инновационное решение внедрено в части работы с жалобами и предложениями. При наличии конкретных претензий в адрес того или иного маршрута пользователи могут напрямую загружать жалобы и пожелания, непосредственно обращаясь к руководству автопарков. В то же время, утверждают разработчики, все жалобы будут фиксироваться администратором сайта и в соответствующих службах акимата, а наиболее популярные вопросы появятся на сайте.
По мнению руководителя отдела организации маршрутной сети акимата Алматы Сании Мурсалимбаевой, если сегодня в акимат поступают в основном устные и письменные жалобы от алматинцев, то благодаря запуску портала свое мнение смогут высказать горожане, которым более привычно выкладывать свое мнение в сети. Ограничений на размер текста практически нет, объем приложенных к обращению видеоматериалов не должен превышать 5 Мбайт.
Комментируя вопрос «Къ» о том, не планируют ли разработчики дать пользователям возможность через портал пополнять баланс карт «Онай» или, например, оплачивать прокат велосипедов, Елена Ерзакович пояснила, что, принимая во внимание сложность подобной работы, было принято решение отказаться от идеи создания онлайн-магазина в пользу большей информационной насыщенности. «Мы за максимальную интеграцию, но посмотрев аналогичные сайты других городов, решили остановиться на максимально информативной версии. К слову, нам часто доводилось слышать вопрос о том, почему приложение CityBus существует только в версии для Android? В следующем году мы попытаемся оказать содействие в доработке приложения, возможно, там появится больше функционала. Сейчас этот вопрос находится процессе обсуждения», - отметила эксперт. Между тем, исследования, проведенные инициаторами проекта «Устойчивый транспорт Алматы», свидетельствуют, что из всех доступных способов получения информации о работе общественного транспорта горожане предпочитают приложения.
Источник: kursiv.kz.