Количество легковых авто увеличилось за 10 лет вдвое. Автовладельцами стали уже 22% казахстанцев, при этом около 60% автопарка в Казахстане все еще остаются старыми, сообщает еnergyprom.kz
Казахстанцы стали чаще приобретать новые авто
Обеспеченность населения легковыми автомобилями увеличивается год от года. К августу по данным Комитета по статистике РК на 100 автолюбителей приходилось в среднем 22 автомобиля, находящихся в личной собственности граждан.
Для сравнения, к началу года на 100 человек приходился 21 автомобиль, а 10 лет назад, в 2006 году - всего 11 автомобилей.
В августе на новые машины (менее 3 лет) приходилось 16% всего автопарка страны - 626,3 тысячи. Это весьма оптимистичный показатель даже в сравнении с прошлым годом (когда доля новых авто в августе составляла 14%).
Еще более значительна разница с докризисными показателями (в последнем месяце лета 2013 года, для примера, новыми авто обладали всего 3% автолюбителей). Немалую роль сыграли госпрограммы по поддержке автопрома.
Льготное кредитование тянет вверх продажи новых авто
Первый транш из нацфонда на по линии БРК (Банк Развития Казахстана, формация НУХ «Байтерек») был направлен в апреле 2015 года (15 млрд тг), второй - в ноябре (еще 11 млрд тг).
Это позволило гражданам приобрести около 50 моделей (в их числе - популярные Chevrolet Aveo, KIA Cerato, Škoda Octavia, Hyundai Elantra, SsangYong Actyon и прочие) по наиболее выгодным льготным условиям в кредит: номинальная ставка вознаграждения - не более 4% годовых, при этом годовая эффективная ставка (включает затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта) не должна превышать 7,5% годовых, срок кредитования - не более 5 лет, первоначальный взнос - 0-20%, валюта займа - тенге.
Однако, несмотря на оптимистичную тенденцию, рынок все еще переполнен старыми машинами: 2,3 миллиона авто в стране - старше 10 лет (59% всего автопарка страны, против 61% годом ранее и 79% в августе докризисного 2013).
В Казахстане стали больше производить автомобилей
За январь-август было произведено 6175 автомобилей - все еще меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (минус 29,4%), однако уже не настолько критично, как в начале года (например, I полугодие 2016 уступало I полугодию 2015 почти в три раза).
Для сравнения, январь-август 2015 уступили аналогичному периоду 2014 значительно сильнее - сразу на 62,4%.
Только за 2 месяца (июль-август) было произведено 3192 автомобиля - на 7% больше, чем за все I полугодие в целом. Отдельно же показатели августа 2016 года (1954 автомобиля) обогнали август 2015 (когда было произведено 488 автомобилей) сразу втрое.
Резкий спад в сегменте автопрома начался в 2015 году, уступившем 2014 сразу на 66,5%. Ранее, в 2014, в отрасли отмечался застой (минус 0,8% к 2013), до того - период бурного развития. В целом, если динамика ускорения объемов производства, заданная во II полугодии, продлится и дальше - у казахстанских производителей есть шанс удержать показатели хотя бы на уровне прошлогодних, однако пока объемы производства в текущем году отстают даже от провальных в 2015.
Цены на авто выросли почти на 35%
Рост стоимости автотранспортных средств на потребительском рынке в январе-августе текущего года к аналогичному периоду годом ранее составил 34,9%.
Для сравнения, цены на автотранспортные средства в 2015 году обогнали цены 2014 всего на 0,8%. Цены 2014 превысили 2013 на 12,9%.
Источник: еnergyprom.kz