Какие первые признаки неисправности в автомобиле можно определить самому? Тем самым сэкономив на очередной проверке автомобиля на СТО.
Автолюбители (особенно новички) часто попадаются на удочку недобросовестных работников станций технического обслуживания. Приезжают с обычным скрежетом тормозных колодок, а оплачивают чуть ли не полный ремонт ходовой части. А все это лишь по незнанию.
Определяем неисправности «на слух»
Посторонние звуки в автомобиле говорят в первую очередь о неисправностях двигателя, трансмиссии, ходовой части и рулевого управления.
Самый распространенный случай возникновения стуков - увеличение технических зазоров в сопряжениях деталей. Чаще всего при увеличении оборотов двигателя стук становится более интенсивным, но бывает и наоборот - он может зависеть от температуры двигателя и интенсивности смазки.
Если стук по мере эксплуатации автомобиля остается неизменным (на самом деле почти неизменным) - это связано с износом деталей из твердых материалов (например, газораспределительный механизм), если звук прогрессирует - износилась пара «мягкий материал + твердый» (например, кривошипно-шатунный механизм).
Равномерный стук с частотой коленчатого вала
Обычно возникает именно в результате увеличения технических зазоров в сопряжениях деталей: поршней, распределительного вала, коленчатого вала, блока цилиндров.
Если стук под нагрузкой усиливается и его интенсивность прогрессирует во время движения, велика вероятность, что повреждены подшипники коленчатого вала, кривошипно-шатунный механизм.
Стук с частотой меньшей, чем у коленчатого вала
Обычно говорит о проблемах с распределительным механизмом.
Громкие глухие удары
Неисправность кривошипно-шатунного механизма (износ шатунного вкладыша или коренного подшипника). Такой звук может быть и результатом трещины на приводном диске в автоматической КПП.
Стук с частотой выше, чем частота вращения коленчатого вала
Часто является следствием попадания посторонних предметов в масляный поддон или выпускной тракт.
Ритмичные постукивания, возрастающие с увеличением оборотов
Нарушена регулировка клапанного механизма или слишком низкий уровень масла в двигателе.
Неравномерные стуки
Возникают при износе упорных подшипников валов, ослаблении посадки или дефектов в шкивах и маховиках.
Цокающие звуки
Признак износа ремня газораспределительного механизма либо ремней привода агрегатов.
Свист под капотом - обычно следствие ослабления натяжения или проскальзывания ремня генератора или привода помпы.
Лязг металла, раздающийся из нижней части блока цилиндров, - неполадки поршня. Громкий лязгающий звук из верхней части - признак износа кулачков распредвала.
Гулкий звук
Перерастающий в гудение - признак неисправности генератора.
Характерное шипение
Частый признак разгерметизации какой-либо системы вследствие ослабления хомутов или прорыва одного из шлангов.
Неровный звук мотора в ритме «3 через 1» (говорят, «двигатель троит»)
Означает, что один из цилиндров не работает (пропускает ход), к примеру, одна из свеч не зажигает смесь. Другими признаками неисправности являются нестабильность работы на холостых оборотах, падение мощности, увеличение расхода топлива.
Итак, равномерный стук с частотой коленчатого вала (и тем более нарастающий) - в большинстве случаев признак поломки, дальнейшее движение с которой приведет к необходимости капитального ремонта двигателя или его замены. Т. е. при появлении звуков такого рода следует сразу остановиться и добираться до СТО уже на эвакуаторе.
При затухающих или неравномерных стуках в большинстве случаев есть возможность добраться до СТО своим ходом.
В любом случае - при возникновении посторонних стуков - как можно скорее следует посетить СТО.
(Продолжение следует.)