Надежность автомобиля входит в тройку мотивационных приоритетов усредненного покупателя. Хочется, чтоб машина не ломалась, чтоб выглядела, чтоб потом хорошо ушла к другому. Парадокс в том, что все хотят вечный автомобиль, который они продадут уже через три года. Каждый ищет себе машину, которая не задаст ему ни одного эксплуатационного вопроса, а затем удовлетворенно от нее избавляется.
Причем требование подать ему лучший автомобиль, желательно забесплатно, становится всеобщим. А вот вечных ботинок, одного на всю жизнь мобильника, единственного костюма до пенсии, не хочет почему-то никто. Производители знают, что люди неумны и потому компенсируют недостатки товара затратами на рекламу. Как правило, чем хуже и беспомощней машина, тем старательней про нее рассказывают, особенно упирая на несуществующую надежность.
Делая одноразовые автомобили, фирма прекрасно понимает, что даже самый истеричный клиент, громко вопящий о качестве, выкинет машину по истечении гарантийного срока и потому особенно стараться не надо, тем более ради никому ненужного ресурса. А если что и случится, так для этого существуют дилеры, которые уж сами как-нибудь пошлют покупателя максимально умело.
А вместо прочности можно поупражняться в технологиях. Едет плохо, зато какая музыка, печка не греет, зато люк во все небо, зимой не заводится, зато в сиденье электроподогрев. И ведь что особенно интригует – их прозорливая правота. Клиент оправдывает глумливое отношение производителя и на полном серьезе норовит сменить машину побыстрей. Даже в нашей стране, где машина все еще статусней квартиры, работы, жены и диплома вместе взятых.
Мы как никто другой требуем вечных автомобилей и все равно продаем их наравне с инфантильной Европой. По официальным данным дольше всего в руках наших людей задерживается УАЗ. Первый покупатель ездит на нем 6 лет. А потом все равно продает. Устав чинить. С вечными Жигулями наш человек расстается через пять с половиной лет. Mitsubishi хватает на 4 года 4 месяца. А вечные, всегда качественные, сделанные до конца жизни BMW, Mercedes и Audi наши люди продают через 3 года 3 месяца. С прочими марками все еще банальней – продают по истечении гарантии или при пробеге слегка за сто.
Александр Пикуленко - Автоэксперт, автор AMSRUS.