Не многие в наши дни знают, какие трудности пришлось преодолеть прежде чем первые гудки паровозов разбудили степную тишину, внеся новую жизнь в самые глухие уголки страны.
О том, как начиналась история железной дороги в Казахстане, нам рассказала директор центрального музея железнодорожного транспорта, Гульнара Шормакова:
- В этом году 110 лет железным дорогам Казахстана! Железные дороги в РК начали строиться по причине того, что экономика страны была в «упадническом» состоянии, и это нужно было всеми способами исправлять. Первой в стране оказалась Оренбургско-Ташкентская железная дорога, для соединения с Сибирью. Нам на тот момент нужен был хлеб, лес, а в Казахстане на тот момент было много хорошего хлопка, причем достаточно дешевого, который последствии стали поставлять напрямую в Сибирь.
Интересный факт! |
В первое время существования Николаевской железной дороги, вагоны были снабжены жесткими скамьями и не имели крыши, поэтому пассажиры ездили чаще под скамьями, где они спасались от искр снопами вылетавших из паровозной трубы. |
«После открытия железной дороги в Казахстане первые трое суток проезд был бесплатным, так как люди боялись ездить. На тот момент как раз начал строиться Турксиб, и Столицу из Кызылорды перевели в Алма-Ату», - пояснила Гульнара.
Бейсен Шормаков, почетный железнодорожник, ветеран труда:
- Где дорога – там жизнь! В тяжелые времена 30-33 года, когда была голодовка, те, кто работал на железной дороге – выживали лучше всех остальных. Все благодаря постоянному движению пассажиров: что-то они продавали, что-то покупали. В военный период такая же ситуация была. И вот, когда наша Республика получила независимость, заводы и фабрики закрыты, работы не было, кругом сокращение, а железная дорога работала, она двигалась всегда, и мы никогда без работы и хлеба не оставались. Такое большое историческое значение имеют для нас рельсы, поезда и станции. Я часто рассказываю разные истории из своей жизни водя своих детей, а теперь и внуков в музей железнодорожного транспорта. Там можно увидеть все экспозиции, отображающие историю становления и развития железнодорожного транспорта Республики Казахстан в деталях.
Центральный музей железнодорожного транспорта Республики Казахстан |
||
Адрес: Фурманова, 127 |
Тел.: 8 (727) 296-49-49 8 (727) 296-41-32 |
Стоимость билетов: Взрослый - 100 тенге, Студенческий - 50 тенге |
Выставлены атрибуты принятия в эксплуатацию железнодорожных линий Дружба – Алашанькоу, Аксу –Дегелен, Хромтау – Алтынсарино: это костыль, ключ, молот, рельсовое соединение.
На сегодняшний день музей насчитывает около 5000 бережно хранимых экспонатов. Имеется библиотека (более 1000 книг), в видеотеке более 40 фильмов о строительстве Турксиба, о железных дорогах мира.
Мало кому известно, что железные дороги часто использовали в стратегических целях: в течение двух десятилетий по советским железным дорогам курсировали поезда, которые были вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами. При этом поезда внешне выглядели как обычные рефрижераторы, предназначенные для перевозки скоропортящихся продуктов. Интересно, сколько еще тайн хранят тайн железные дороги? Одно остается неизменным – поезд является самым безопасным видом транспорта для дальних поездок!
Ольга Ахметгалиева